философию можно определить как

Что такое философия: понятие, объект и предмет науки, методы

lazy placeholder

Приветствую Вас, друзья!

Философия – одна из древнейших наук. Во все времена находились люди, стремившиеся к знаниям и посвящавшие их поиску всё своё время. Древние мыслители прекрасно понимали, что им нужен эффективный инструмент, который позволил бы систематизировать знания и обмениваться ими. И таким инструментом стала философия. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, на какие вопросы отвечает, какие функции выполняет и какое место занимает среди современных наук.

Что такое философия?

Философия – это особая форма познания, стремящаяся понять фундаментальные принципы бытия и ответить на вопросы об отношениях человека и мира. Если говорить более простым языком, то это любовь к мудрости или «любомудрие», как её ещё иногда называют. О сути этой науки лучше всего говорит её название. Греческое слово φιλοσοφία образовано из слов φιλία (любовь, стремление) и σοφία (мудрость).

Философия всегда была обширной наукой, изучающей всеобщие законы устройства мира и общества, процессы познания и мышления, принципы нравственности и морали. Также она всегда пыталась отвечать на мировоззренческие вопросы. В качестве наиболее очевидных примеров можно привести такие философские вопросы как: «Есть ли Бог?», «Что есть Добро, а что – Зло?», «Возможно ли познать мир?», «Что есть истина?», «Что есть Человек?».

Вопрос про курицу и яйцо также считается одним из классических философских вопросов. Рассуждения на эту тему есть у Аристотеля, Плутарха и многих других известных мыслителей.

Характерной особенностью философии является то, что в ней всегда существовало множество школ и течений. Их названия могут отражать ключевые идеи и концепции (материализм, идеализм). Иногда названия связаны с именами основателей (пифагорейство, гегельянство, кантианство). Также названия философских школ могут быть связаны с определенными культурами (эллинизм) или архитектурными объектами (стоицизм). Фактически философия состоит из большого количества учений, в чём-то дополняющих друг друга, а в чём-то противоречащих.

Авторство слова φιλοσοφία приписывают Пифагору (но поскольку он не оставил сочинений, первым автором, использовавшим этот термин в своих трудах, стал Гераклит). Интересно, что Пифагор иначе понимал, что такое философия. Он называл этим словом любовь к знаниям вообще. Себя же он называл «философом» как человека, любящего знания и стремящегося к ним, а не как ученого, занимающегося конкретной наукой.

Объект и предмет философии

Объектом изучения называют определенную часть объективной реальности, представляющую интерес для науки. Предметом изучения называют процесс или явление, позволяющее понять свойства изучаемого объекта. К примеру, объектом изучения для социологии является общество, а предметом – взаимоотношения в обществе.

Материализм, идеализм и дуализм

Фундаментальный вопрос философии заключается в том, что первично: материальный мир (бытие) или идеальный (мысленный прообраз). Таким важным этот вопрос делают два тезиса:

В мире не существует ничего иного, кроме материального и идеального.

Ответ на этот вопрос определяет ответы на остальные вопросы философии.

Поскольку возможно только два ответа на данный вопрос, сторонники каждого из них образовали свои течения: материализм и дуализм. Кроме того, существует концепция дуализма, согласно которой существует два неразрывно связанных между собой начала. Рассмотрим все три воззрения подробнее.

Материализм

В этом мировоззрении полагается, что материя является основой объективной реальности, а идеальное – вторично. Иными словами, материальное – это причина, а идеальное – следствие. С точки зрения материализма, единственной «абсолютной» субстанцией является материя, а все явления идеального мира являются лишь процессами в рамках этой материальной реальности.

Идеализм

В рамках данного мировоззрения полагается, что идеальное первично по отношению к материальному. В рамках идеализма существует два направления: объективный и субъективный идеализм. Первый подразумевает существование нематериальной реальности, не зависящей от разума, второй утверждает, что реальность не может существовать независимо от воли и сознания субъекта.

Дуализм

С точки зрения дуализма, материальное и идеальное представляют собой две равные по значению субстанции, ни одну из которых нельзя признать первичной. Основоположником дуализма считается Аристотель, а полнее всего его суть раскрыл в своих работах французский философ XVII века Рене Декарт.

Структура философии

Философия – это самая обширная и всеобъемлющая наука, и у неё достаточно сложная внутренняя структура, некоторые составляющие которой могут претендовать на роль самостоятельных научных дисциплин. Рассмотрим наиболее важные элементы данной структуры:

Функции философии

Поскольку философия – это очень сложная и многогранная наука, список её функций весьма обширен. В качестве наиболее важных можно назвать такие функции как:

Методы философии

Философии, как и любой науке, необходимы инструменты для проведения исследований и постижения истины – методы. В качестве основных можно назвать следующие методы философии:

Философия в системе наук

Для полного понимания того, что такое философия, необходимо осознать её место среди современных наук и связь с отдельными дисциплинами. Различные течения могут соотноситься с разными видами наук. Так философская антропология исследует человека, его сущность, предназначение, систему ценностей и стоящие перед ним вызовы. Таким образом, она может считаться гуманитарной наукой.

Онтологию можно отнести к естественным наукам, поскольку она изучает объективный мир и зачастую сосредоточена на тех же объектах, что и другие естественные науки (пространство, материя, время, движение и прочее). С античных времён и вплоть до XVIII века существовала также натурфилософия – учение, сочетающее в себе философские и естественнонаучные знания.

Гносеология, которой свойственны логичность и методичность, может считаться технической дисциплиной. Данный раздел философии содержит больше всего разнообразных схематических диаграмм, графиков и формул – отличительных признаков технических наук. Интересно, что гносеологию иногда называют «технологией мышления».

Таким образом, философия одновременно является естественной, гуманитарной и технической наукой. При этом у неё есть точки соприкосновения с каждой из двух с половиной тысяч наук, признаваемых современным научным миром. И ни одна другая наука не может похвастаться подобной универсальностью.

Заключение

Философия считается самой обширной и многогранной из всех наук. Она состоит из большого количества разделов, имеет множество функций и методов. Это единственная наука, соприкасающаяся со всеми остальными двумя с половиной тысячами научных дисциплин. Иногда её называют родоначальницей всех наук, считая, что именно из её ответвлений так или иначе сформировались все естественные науки.

А ещё философия – это эффективная школа мышления, которую незаслуженно игнорируют многие молодые люди. Стремясь к знаниям и развитию, они недооценивают потенциал философии. А между тем она способна оказать существенную помощь в формировании мировоззрения и понимании базовых принципов мироустройства. Она не предлагает окончательных ответов и решений, но предоставляет нам инструменты для их поиска.

Источник

1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости.

Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Цель философии — увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Философия как система делится: на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию.

Философия включает в себя:

— учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика);

— о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории);

— учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология);

— проблемы теории познания и творчества;

— свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии.

Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.

Функции философии:

мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);

методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

аксиологическая функция (от греч. axios — ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).

Читайте также

Предмет философии

Предмет философии Существует множество определений предмета «философия». Так, для Платона философия есть размышление о мире, человеческой жизни и смерти, смысле человеческого существования, природе знания, силе человеческого разума, истине, справедливости, мужестве и

2. Предмет философии

2. Предмет философии Существует множество определений предмета «философия». Так, для Платона философия есть размышление о мире, человеческой жизни и смерти, смысле человеческого существования, природе знания, силе человеческого разума, истине, справедливости, мужестве

§ 4. Предмет философии

§ 4. Предмет философии Отличительная черта учения Шлика и Карнапа и др. состояла в ярко выраженной антиметафизической направленности. Убедившись в банкротстве метафизики логического атомизма, деятели «Венского кружка» обрушились на всякую метафизику вообще.Можно

Предмет философии

Предмет философии Критикуя «системотворчество» Дюринга, Энгельс выступает отнюдь не против «системы», как таковой, в том числе и не против понимания философии как системы знания. Каждая наука, создавая свою теорию, тем самым строит и соответствующую систему категорий, а

5. Предмет философии

5. Предмет философии Если мы теперь вернемся к исходному пункту нашего рассуждения, то сможем определить предмет философии.1. Философия имеет дело почти исключительно с априорным познанием. Она стремится к познанию в смысле проникновения в объект, который начинает

Предмет философии

Предмет философии Исследование сущности тех проблем, которые ставит и решает философия, Энгельс связывает с анализом ее предмета. Рассматривая перспективы развития философии как части духовной культуры, Энгельс явно стремится как можно четче очертить сферу ее

Глава I. Основы философии. Предмет философии

Глава I. Основы философии. Предмет философии Чтение – вот лучшее учение! Книгу ничто не заменит. Понятие философия возникло в Древней Греции много десятилетий спустя после появления философствующих людей, в буквальном смысле означает любовь к мудрости. Кстати, подобное

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ Философия как форма мировоззренияМировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее понимание мира, место в нем человека, а также жизненные позиции и программы поведения.Формы мировоззренияМифология (мифопоэтика) (mifos —

§ 1. Предмет философии права

§ 1. Предмет философии права Философия исследует ту реальность, которая не является прерогативой естественных социальных и гуманитарных наук. Это область предельных оснований бытия мира, которая несет в себе возможность выявить наиболее общие законы развития мира и

Право как предмет философии.

Право как предмет философии. По этому вопросу огра­ничимся пока двумя положениями, первое из которых относит­ся к числу элементарных, очевидных, а второе — к числу более основательных, для данной работы — главных, ключевых.»Право» при самой элементарной, строго

1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости.Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.Философию можно определить как учение об общих принципах

Основной предмет философии

Основной предмет философии Уже после окончания института мне попались лекции Вивекананды. Биографию этого человека, причем написанную весьма восторженно, можно найти в собрании сочинений Ромэна Ролана, но чтобы не напрягать читателя дополнительными поисками, очень

Предмет социальной философии

Предмет социальной философии 1. Ахиезер А. С. Об особенностях современного философствования (взгляд из России) //Вопросы философии. 1995. № 12.2. Библер В. С. Что есть философия? (Очередное возвращение к исходному вопросу) //Вопросы философии. 1995. № 1.3. Бохеньский Ю. Сто суеверий.

Источник

Философию можно определить как

I. Предмет философии как проблема саморефлексии философии и его историческое изменение

В истории философии можно найти множество определений философии или высказываний, претендующих на то, чтобы раскрыть ее сущность. К примеру, из современных философов.

Мартин Хайдеггер (1889 – 1976): «Удивление ведет философию и повсеместно господствует в ней… В удивлении мы удерживаем себя. Мы словно отступаем перед сущим – перед тем, что оно существует и существует так, а не иначе».

Приведенные высказывания достаточно разноречивы, характеризуют философию с разных сторон.

Можно ли в принципе дать универсальное определение философии?

Основные проблемы в осмыслении сущности философского знания связаны с вопросами:

Начнем с того, что понимание философии имеет свои исторические формы (изменяется общество – изменяется понимание философии):

Платон : мышление о вечном и непреходящем.

Аристотель : исследование первых начал и причин.

Эллинистическая философия : прежде всего практический аспект философии (этика) – как жить человеку в катастрофических условиях его бытия?

Позитивизм: философия как наука

Философия жизни (как тип философствования, а не философская школа): философия как исповедь, философ как пророк.

Камю : форма решения человеком своих личных, экзистенциальных проблем (отсюда и основной вопрос его философствования, формулируемый в отношении к смерти: стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить?).

Существует и обыденное понимание философии – как непосредственного размышления. Каждый человек в этом смысле – «философ».

К примеру, вот что по этому поводу говорит советский философ Мераб Мамардашвили:

«Я мыслю, и для этого нет никаких внешних причин и оснований. Это некая, я бы сказал, беспричинная правота (сродни априорной правоте поэта), которая вообще свойственна мысли» [С. 36]

Но если меняется от эпохи понимание философии, есть ли в ней что-то устойчивое, выражающее ее неизменную сущность?

Давайте проанализируем философское высказывание и попытаемся выделить основные признаки «философичности».

Античный натурфилософ Фалес (625 – 547):

«Все из воды, и все разрешается в воду».

1) противоречит чувственной действительности,

2) содержит в себе возможность понять мир на основе одного исходного принципа.

философия – это рациональная деятельность;

философия направлена на отыскание умозрительных закономерностей мироздания

на нахождение всеобщих принципов.

Однако искусство и наука тоже рациональная деятельность.

Существует узкое (специальное) понимание искусства и науки и широкое. В широком смысле каждая деятельность – и искусство, так как требует определенных умений и навыков, и наука – в той мере, в какой можно этому делу человека научить. Овидий «Наука любви». Виноделие – это искусство.

В этом смысле и философия – искусство и наука.

Но очевидно она, философия, существенно отличается от науки в ее узко-специальном значении. Что у философии общего с почвоведением, к примеру?

Или с танцем (вид искусства)?

К определению предмета философии, как он понимается на современном этапе ее развития, проще подойти, если определить философию как тип знания.

Ведь то, что она поставляет нам специфические знания, сомнению не подлежит. Ницше: производство ценностей в культуре – это выражение стремления к власти. Знание? Знание. Насколько оно истинно, это уже другой вопрос.

Знание – это результат по-знания. По-знание – некоторый тип отношения к миру.

Это самое общее, что объединяет и искусство, и науку, и философию, и религию.

Специфика философского отношения?

Философия не наука и не искусство и не духовная практика. Тип мировоззрения.

Что такое мировоззрение?

(Толкование в соответствии с данными:

Краткий философский словарь.

Под ред. доктора философских наук Алексеева А.П.

Определение: М. есть система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире.

В этом определении представлен основной, универсальный вопрос мировоззрения – вопрос отношения человека к миру.

Имеется много определений, соподчиненных данному.

М. – это система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение человека к действительности, общее понимание им мира, так и его жизненную позицию, жизненную программу деятельности.

Мировоззрение. Система взглядов на окружающий мир в целом и на самого себя и основанную на этих взглядах позицию по отношению к миру. Его структура: картина мира, идеалы, оценка жизни.

Дильтей : М. – стройная сист. взглядов, которая на основе построения картины мира решает вопрос о смысле мира, а затем выводит отсюда идеал и основные принципы жизни.

В понятие входят два основных компонента:

«мир» и «человек» (т.н. субстратные подсистемы)

и четыре подсистемы, выявляющие отношения между ними:

1. генетическая – раскрывающая природ. и соц. обусловленность индивида и человечества в целом;

2. гносеологическая, теоретико –познавательная;

3. аксиологическая (ценностно-ориентационная);

4. духовно-практическая (общие принципы познания, моральные нормы)

Каждый аспект концентрирует лишь всеобщие моменты.

В качестве наиболее распространенных в истории чел. культуры и наиболее значимых для ее развития выступают следующие формы мировоззрения:

ФИЛОСОФИЯ как ТИП МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Можно конкретизировать. Философия – это рациональная деятельность по осмыслению фундаментальных человеческих потребностей и выработке на их основе жизненных целей – Это «целеполагание».

На этом основывается современное понимание философии: философия – это лишь вечный поиск путей человека к источнику непрерывности его собственного существования.

Иммануил Кант (1724 – 1804): Философия – наука о высшей максиме применения нашего разума.

«Философия – это оформление и до предела развитие состояний с помощью всеобщих понятий, но на основе личного опыта» [ Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию // Как я понимаю философию. М.: Прогресс. С. 15.]

«Философия не представляет собой систему знаний, которую можно было бы передать другим и тем самым обучить их. Становление философского знания – это всегда внутренний акт, который вспыхивает, опосредуя собой другие действия» [Там же. С. 14.]

Знание о мире в целом лежит в основе жизненной позиции, только если оно превращается в убеждение человека в его истинности.

Отличительные черты филос. мировоззрения :

1. опора на опыт, поиск форм верификации,

2. ценность свободного познания истины – самое высокое место,

3. теоретическое отношение к миру, результаты философского поиска выражаются в понятийной форме.

Рефлексивность. Стремление к предельной осознанности своих действий, то есть настроенность на выявление смысла событий и их связи между собой. Тейяр де Шарден: «приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением – способностью уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь» (Феномен человека. М., 1987. С.136.).

Целостность. Направленность на объединение многообразия человеческой жизни. Картина мира как целого.

Критичность. Способность оценивать и обновлять основания своей собственной деятельности в меняющемся мире. Сомнение => вопрос. Б. Рассел: «философию надо изучать не за определенность ответов на ее вопросы …, но за сами эти вопросы, ибо эти вопросы расширяют наше представление о том, что, возможно, обогащают наше интеллектуальное воображение и уменьшают догматическую уверенность, мешающую разуму заняться спекулятивным творчеством» (Ист. Зап. Философии. М., 1959. С. 11).

ФИЛОСОФИЯ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ (ИСКУССТВО, РЕЛИГИЯ, МИФОЛОГИЯ. ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ)

Формы редукционизма (одностороннее понимание философии):

2. аксиологизм, психологизм: философия как искусство,

3. критицизм: философия как учение о должном, критика сущего с позиции должного,

4. философия = > религия.

Религия как тип мировоззрения

Опирается на традицию и авторитет священных книг.

Главная функция – нормативная, а не познавательная: акт познания развивается в рамках следования определенным нравственно-этическим нормам.

Главный признак – эмоциональная вера во сверхъестественное и общение с ним.

Опирается на опыт, стремится к общезначимости, научное оправдание.

Искусство как тип мировоззрения

Определение. Искусство это духовно-практическая деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей.

Особенности эстетического отношения к миру:

Философия – понятийно-категориальное мышление. Дискурсивное выражение.

Искусство – художественный образ, апеллирующий к воображению, основано на интуитивном познании.

· несет эмоциональный заряд,

Исторические эпохи предельного сближения Ф. и И.: Фр. Шлегель (романтики): наступил исторический момент, когда ф. и. п. должны объединиться; интеллкетуальный роман – направление в литературе первой трети – первой половины 20 в. (Манн, Музиль, Гессе…).

И наоборот: Стефан Малларме: поэзия начинается не с идеи, а со слов…

Ему вторит Хайдеггер:

«Между мышлением и поэзией царит сокровенное родство, ибо они, будучи на

службе у языка, ходатайствуют за него и бескорыстно расходуют себя. В то же время, однако, между ними зияет бездна, ибо они “обитают на отдаленнейших островах”».

Есть философы, совершенно не чувствительные к закономерностям эстетического. Кант. «Критика способности суждения» содержит как ряд философских открытий, так и серьезные заблуждения относительно понимания сущности искусства. Кант не был знатоком.

Есть наоборот, тонкие ценители: Ницше, Сурио, Мамардашвили (лекции о Прусте).

Гениальное высказывание Платона:

«Истинный поэт должен творить мифы, а не рассуждения» («Федр»).

Обыденное сознание как тип мировоззрения

Ориентировано на мир повседневного опыта и практическую пользу, его квинтэссенция – понятие здравого смысла.

Здравый смысл – совокупность нормативных суждений и оценок, следование которым обеспечивает адекватное соотношение личных стремлений с теми условиями, в которых человек живет. Суждение здравого смысла обычно воспринимаются как истины, поскольку представляется, что они имеют одинаковую значимость для всех. Отсюда их незыблемость. Декарт, например, утверждал возможность строить на основе здравого смысла философские рассуждения. Но это отрицал Гегель: философия и наука исходят из других оснований. Обыденный рассудок не готов к философствованию.

Мифология как тип мировоззрения

Жива по сей день. Социальные мифы. Потребность сознания. Объяснение необъяснимого, своя логика, особый тип «рациональности». Снятие бинарных оппозиций.

III. Специфика философского языка. Почему нельзя изучать теорию философии в отрыве от ее истории

Специфика философского языка

Философия – понятийно-категориальное мышление.

Мамардашвили: «Есть некая реальная философия как элемент устройства нашего сознания, и есть философия понятий и учений, предметом которой является экспликация реальной философии. Предметом философии является философия же».

Хотя есть исключения (не только категории и понятия) – эксплуатация художественных, библейских образов (Кьеркегор), мифологических образов (мифотворчество Платона – об Андрогине), афористичность, ассоциативность (Ницше, Древний Восток). Достоевский как философ (идеи в художественных текстах). Философское произведение как исповедь (Августин Блаженный, неклассическая философия).

Существенно отличается от обыденного (эмпирического) языка.

Примеры: соотношение понятий конкретное – абстрактное в диалектическом материализме; идея, культура, бытие, человек, воля, жизнь. Это не просто лексемы или понятия, это концепты.

Концептуализация «слов» обыденного языка! Не только называние (имя), но и концепция.

Почему нельзя изучать теорию философии в отрыве от ее истории

1. Тесно связано с конкретным философским учением, в котором возникает или в котором развивается.

2. Исторически РАЗВИВАЕТСЯ. Принцип социокультурной обусловленности философского знания и принцип развития. Переосмысление, «переписывание» заново. Философская деструкция. Авторское переосмысление. Контекст культурной эпохи, философской традиции.

Мамардашвили : «Всякая философия должна строиться таким образом, чтобы она оставляла место для неизвестной философии» [Как я понимаю философию. М.: Прогресс. С. 26.]

«Философ посредством языка не только что-то сообщает другому; он уясняет и свое собственное сознание, мироощущение» [С. 32.]

Примеры: бытие – эволюция от одного учения к другому, от Парменида до Хайдеггера.

В любой науке ее предмет совпадает с основным вопросом. В философии дело обстоит иначе. Основной вопрос философии полностью не совпадает с ее предметом.

Предмет философии – это исследование всего многообразия принципов взаимоотношения человека и мира в их всеобщих характеристиках.

Определение. Основной вопрос это ценностно-смысловая доминанта конкретного философствования. Основной вопрос показывает, какой стороной это всеобщее обращено к человеку. Основной вопрос задает рамки философского исследования, направленность и его структуру.

Принцип социокультурной обусловленности философского знания и принцип развития. Каждый крупный философ заново определяет предмет, задачи и сущность философии.

Кант: вопрос о сущности человека?

Камю: вопрос о смысле жизни.

Энгельс: об отношении бытия к мышлению => 1.что первично – дух или материя, иными словами сущность мира? и 2. «можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности («Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии», 1886).

в онтологии: генетическое взаимодействие материального и идеального?

в гносеологии: взаимосвязь уже сформировавшихся противоположных начал?

в праксиологии: практический аспект взаимодействия идеального и материального?

По характеру решения вопроса о связи материального и идеального философские концепции разделяются на:

объективный: субъективный: механистический диамат вульгарный естеств.-науч.

идеалное сущ. 1.(Беркли, Юм, Мах)

объективно, идеальное – форма

независимо внутр. опыта.

от сознания 2. солипсизм (лат. solus –

один, ipse – сам, sum – су

ществую) – крайняя форма:

реально лишь сознание

индивида, бытие всего прочего

Деизм рассматривает Бога как внеприродное начало, роль которого в мире сводится к минимуму.

Натурализм совпадает с пантеизмом Спинозы. Это не то, что панентеизм Кузанского – мистическое растворение природы в Боге.

Гилозоизм (греч. hile – материя, вещество, zoe –жизнь) – одухотворение материи, придание ей психических свойств.

В гносеологическом плане существует определенная связь между материализмом и признанием познаваемости жизни =>

Источник

Делаю сам
Adblock
detector