В-все ответы верны
Б-процесс форм. опред. физ. и психофиз. качеств, умен. и нав. чел. посредс. напр. занятий.
6)Под физическим развитием понимается:
А-процесс изменения морф. и функц. свойств организма на протяжении жизни.
7)Динамика умственной работоспособности студентов в недельном учебном цикле имеет периоды:
Б-врабатывания, устойчивой работоспособности и период ее снижения.
8)Регулярные занятия физическими упражнениями влияют на:
В-все варианты верны
9)Среди факторов риска для здоровья ставится на первое место:
А-воздействие социально-экологических, природно-климатических и бытовых условий жизни.
В-человеческий организм.
11)В качестве критериев физического развития являются:
А-длина тела (рост), масса тела (вес), окружность грудной клетки.
Б-орган.
13)В состав скелета человека входит:
В-200-300 костей.
14)Мышечная система включает:
А-от 600 до 700 мышц.
15)Состояние опорно-двигательного аппарата – это признаки:
Б-соматоскопические.
16)Здоровье определяется как:
Б-нормальное психосоматическое состояние человека.
17)Одним из наиболее дейст. средств сохр. и укрп. здоровья является:
Б-физическая культура.
18) Пищеварительная система включает следующие органы:
В-желудок.
19)Какую роль играют витамины в организме человека:
А-регулируют реакцию обмена веществ.
20)Недельный объем двигательной активности студентов должен составлять:
Б-10-14 часов.
Б-процесс совершенствования двигательных физических качеств.
22)Спорт высших достижений относится к:
В-спортивной подготовке.
23)Физическую подготовленность можно условно подразделить на:
А-общую подготовленность.
24)Специальная физическая подготовленность предполагает:
Б-развитие тех физических качеств и функциональных систем организма, с которыми непосредственно связаны достижения в избранном виде спорта.
25)Основные физические качества – это:
В-сила, быстрота, выносливость.
26)В игровых видах спорта, боксе, гимнастике показатели модельных характеристик спортсменов:
Б-различаются.
27)К собственно силовым видам спорта относятся:
А-тяжелая атлетика, гиревой спорт, атлетическая гимнастика.
28)Длинные дистанции – это бег на:
В-3000 метров
29)К средствам физического воспитания относятся:
Ма № 6. Основные методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
1. Гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня:
А) в обеденное время;
Б) утренние часы;
В) в конце рабочего дня;
Г) в свободное время.
А) самостоятельных занятий;
Б) дополнительных занятий;
Г) отработки пропущенных занятий.
Б) ходьба и бег;
В) спортивная гимнастика;
4. При планировании и проведении самостоятельных занятий надо
учитывать, что в период подготовки и сдачи зачетов и экзаменов
интенсивность и объем физических нагрузок следует:
Б) снижать:
В) оставить на старом уровне;
5. Самоконтроль и учет при проведении самостоятельных занятий
могут быть представлены в виде количественных показателей:
А) частота сердечных сокращений;
Б) результаты выполнения тестов;
В) тренировочные нагрузки;
Г) все вместе.
6. Степень физической подготовленности студента можно контролировать с помощью определения величины максимального потребления кислорода по методу:
Б) методу К.Купера;
7. Минимальная интенсивность по ЧСС, которая дает тренировочный
эффект для лиц от 17 до 25 лет:
А) 124 удара в минуту;
Б) 134 удара в минуту;
В) 118 ударов в минуту;
Г) 138 ударов в минуту.
8. Аэробные реакции — это:
А) основа биологической энергетики организма;
Б) эффективность аэробных процессов;
В) продукты распада, которые удаляются из организма;
Г) безкислородный процесс.
9. Суточная потребность «человека в воде составляет:
В) 2,5 литра;
10. Ксредствам восстановления организма после физического и умственного утомления относятся:
А) паровая и суховоздушная бани:
В) смена нательного белья;
А № 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений
1. Спорт-это:
А) обобщенное понятие, обозначающее один из компонентов физической
культуры;
Б) занятия, направленные на личное совершенствование безотносительно
к достижениям других занимающихся;
В) физическая культура в ее оздоровительном, рекреационном аспектах;
Г) высокий спортивный результат.
2. Структура спортивной классификации предусматривает:
А) присвоение спортивных разрядов и званий;
Б) занять определенное место на соревнованиях;
В) добиться определенного количества побед;
Г) участие в соревнованиях российского масштаба.
3. Спортивные разряды присваиваются:
А) региональными спортивными организациями на местах;
Б) федерациями по видам спорта:
В) преподавателем физического воспитания;
Г) заведующим кафедрой физической культуры.
4. Обязательным тестом по ОФП студентов является:
А) бег на 100 м;
Б) прыжки в длину с места;
В) приседание на одной ноге;
А) российские студенческие Игры;
Б) спартакиада вуза;
В) районные соревнования;
Г) чемпионат вузов города.
6. К нетрадиционной системе физических упражнений относятся виды спорта:
В) аэробика;
А) лыжные гонки;
Б) баскетбол;
В) фигурное катание;
10. Уровень максимального потребления кислорода выше у спортсменов, занимающихся:
А) настольным теннисом;
Б) хоккеем;
Г) городошным спортом.
Тема № 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
1. Продолжительные и регулярные занятия спортом или физическими упражнениями влияют:
А) на состояние психики человека;
Б) физическое развитие;
Г) нет правильного ответа.
2. Специальные информативные тесты педагогического,
психологического и медико-биологического контроля определяют:
А) успешность и своевременность прохождения каждого из этапов
Б) морфологические особенности организма:
В) тренировочные занятия и их части;
Г) уровень физической подготовленности.
3. В игровых видах спорта, борьбе, боксе, гимнастике, показатели
модельных характеристик спортсменов:
Б) различаются;
В) соответствуют возрасту;
Г) нет правильного ответа.
А) этапы многолетней тренировки;
Б) этапы мезоциклов;
В) этапы микроциклов;
Г) этапы макроциклов.
5. Планирование тренировки в избранном виде спорта бывает:
А) текущее и оперативное;
6. Перспективное планирование спортивной подготовки студента
заключается в необходимости:
А) вовремя отдохнуть;
Б) обеспечить непрерывность тренировочного процесса;
В) получить зачет по предмету «Физическая культура»;
Г) нет правильного ответа.
7. При годичном планировании тренировок применяются варианты:
Г) нет правильного ответа.
8. Обычный тренировочный год имеет:
9. Физическую подготовленность можно условно подразделить:
А) на общую подготовленность;
Б) вспомогательную подготовленность;
В) универсальную подготовленность;
Г) специальную подготовленность.
10. Контроль за состоянием различных сторон подготовленности спортсменов может быть:
Тема № 9. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
1. Основными признаками физического развития являются:
Б) социальные особенности человека;
В) особенности интенсивности работы;
Г) нет правильного ответа.
А) соматометрические признаки;
Б) физиометрические признаки;
В) соматоскопические признаки;
Г) антропометрические признаки.
3. Основные виды диагностики – это:
А) врачебно – педагогический контроль;
Б) математический контроль;
В) систематический контроль;
Г) статистический контроль.
А) таможенный контроль;
Б) врачебный контроль;
Г) педагогический контроль.
5. Метод определения силы мышц кисти называется:
А) становая динамометрия;
Б) кистевая динамометрия;
В) мышечная динамометрия;
6. Важный интегральный показатель функционального состояния
организма называется:
А) частотой сердечных сокращений;
Б) пальпаторной пульсометрией;
В) ортостатической пробой;
Г) артериальное давление.
7. Регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим
развитием и физической подготовленностью и их изменения под
влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом
называются:
Г) все вышеперечисленное.
8. В состоянии покоя пульс можно подсчитывать:
Г) 10 сек.
9. Предельной физической нагрузке соответствует частота сердечных
сокращений:
А) 100-130 ударов в минуту;
Б) 130-150 ударов в минуту;
В) 170-200 ударов в минуту;
Г) 250-300 ударов в минуту.
10.Тест функциональной подготовленности по задержке дыхания на вдохе называется:
А) проба Генчи;
Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 26187 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Физическую подготовленность можно условно подразделить
Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
1. Продолжительные и регулярные занятия спортом или физическими упражнениями влияют:
А) на состояние психики человека; Б) физическое развитие;
В) все вместе; Г) нет правильного ответа.
2. Специальные информативные тесты педагогического, психологического и медико-биологического контроля определяют:
Показать полностью.
А) успешность и своевременность прохождения каждого из этапов спортивного пути;
Б) морфологические особенности организма:
В) тренировочные занятия и их части;
Г) уровень физической подготовленности.
3. В игровых видах спорта,борьбе,боксе, гимнастике, показатели модельных характеристик спортсменов:
А) совпадают; Б) различаются; В) соответствуют возрасту; Г) нет правильного ответа.
4. Перспективное планирование спортивной подготовки студента заключается в необходимости:
А) вовремя отдохнуть; Б) обеспечить непрерывность тренировочного процесса;
В) получить зачет по предмету «Физическая культура»; Г) нет правильного ответа.
5. Физическую подготовленность можно условно подразделить:
А) на общую подготовленность; Б) вспомогательную подготовленность;
В) универсальную подготовленность; Г) специальную подготовленность.
6. Контроль за состоянием различных сторон подготовленности спортсменов может быть:
А) этапным; Б) физическим; В) тактическим; Г) техническим.
Показатели физической подготовленности. Физическая подготовленность — это…
ОФП, СПФ и ФП – определения
Физическая подготовка (ФП) – это комплекс мероприятий, направленных на физическое и нравственное развитие человека.
В педагогике понятие «физическая культура» используют чтобы подчеркнуть прикладную направленность физической подготовки. Другими словами, физическая активность дополняет другие виды деятельности человека, например, учебную или трудовую.
Кроме того, повышенные физические нагрузки, это обязательное условие для профессионального спорта и военной службы. Потому физическую подготовку разделяют на общую и специальную.
Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс, направленный на укрепление здоровья и развитие функциональных возможностей организма.
Специальная физическая подготовка (СФП) – обеспечивает готовность организма к высоким нагрузкам определённой направленности. Примерами специальной ФП служат: тренировки в спортивных секциях (бокс, борьба, хоккей и т.д.); подготовка подразделений специального назначения правоохранительных органов, ВС и спасательных отрядов МЧС.
Цели и задачи общей физической подготовки
Цель общей физической подготовки – гармоничное физическое развитие человека. Этот целенаправленный процесс включает в себя 5 основных задач.
1. Повысить двигательную активность человека.
2. Укрепить иммунную систему и повысить сопротивляемость организма к заболеваниям.
3. Развить физические качества – силу, выносливость, быстроту, ловкость, гибкость.
4. Обеспечить гармоничное развитие мышечной системы и телосложения человека.
5. Заложить базовую основу для развития специальных физических возможностей.
Средства и методы физической подготовки
В рамках общей физической подготовки основным методом и средством достижения цели являются физические упражнения.
Физические упражнения – двигательные действия, направленные на развитие основных физических качеств: силы, выносливости быстроты, гибкости, ловкости.
Мышечная сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет усилия мышц. Средствами развития силы являются силовые упражнения: подтягивания, отжимания, подъем гантелей и так далее.
Быстрота – способность выполнить необходимые двигательные действия, в минимальный промежуток времени. Скоростные способности развивают упражнения, в которых происходит резкая смена интенсивности и направления движений. Для развития быстроты, в программу общей физической подготовки, включают различные виды спринтерского бега (с высокого старта, с низкого старта, челночный бег) и игровые виды спорта (футбол, баскетбол).
Выносливость – способность организма противостоять физической усталости. Чтобы повысить выносливость, в программу ОФП включают так называемые циклические упражнения. Их суть заключена в многократном повторении однотипных движений. Примерами служат: легкий бег на длинные дистанции, плавание, катание на лыжах.
В рамках специальной физической подготовки, для развития выносливости применяют методы интервальной тренировки. Упражнения высокой интенсивности, чередуют с упражнениями средней и низкой интенсивности.
Такие тренировки многократно повышают нагрузку на сердечную мышцу. Поэтому, метод интервальной тренировки как средство повышения выносливости, могут применять только те, кто имеет достаточный уровень физической подготовленности.
Гибкость – способность выполнять двигательные действия с максимальной амплитудой. Развитию гибкости уделяют особое внимание во всех видах спорта. Любая тренировка начинается с разминки. Она включает в себя суставную гимнастику и упражнения на растяжку: вращения руками, махи ногами, выпады, наклоны и т.д.
Ловкость – способность точно выполнять сложные двигательные движения. Это физическое качество объединяет все указанные двигательные способности. Упражнения на ловкость требуют особой концентрации и координации движений. Средством для развития ловкости являются следующие упражнения: кувырки с мячом, барьерный бег, ходьба на руках, кувырок прыжком через препятствие.
Понятие о физической подготовке и физической подготовленности
Понятие о физической подготовке и физической подготовленности
Физическая подготовка — это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки.
Физическая подготовка направлена на укрепление и сохранение здоровья, формирования телосложения, повышения функциональных возможностей организма, развитие физических способностей — силовых, скоростных, координационных, выносливости и гибкости. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется, прежде всего, скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной производительности; в других — аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в третьих — скоростно-силовыми и координационными способностями; в четвертых — равномерным развитием различных физических качеств.
Современную физическую подготовку следует рассматривать как многоуровневую систему, каждый уровень которой имеет свою структуру и свои специфические особенности. Самый низкий уровень характеризуется оздоровительной направленностью и строится на основе общей (кондиционной) физической подготовки. По мере повышения уровня физической подготовки увеличивается ее сложность и спортивная направленность, а самый высокий уровень строиться уже на основе принципов спортивной тренировки с целью увеличения функциональных резервов организма, необходимых для профессиональной деятельности. Одним из важнейших условий осуществления физической подготовки является ее рациональное построение на достаточно длительных отрезках времени. Потому что ни за день, ни за неделю, месяц, а иногда и год невозможно подготовиться к трудовой деятельности. Это длительный процесс формирования двигательных умений и навыков, систематического совершенствования физических (двигательных) качеств, психической подготовки, поддержания уровня работоспособности, сохранения и укрепления здоровья. Построение занятий по физической подготовке основывается на закономерностях физического воспитания.
Под физической подготовленностью понимается результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности.
Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечнососудистой, дыхательной, мышечной) и развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости). Физическая подготовка — это процесс, в ходе которого достигается тот или другой уровень физической подготовленности.
Физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, достижения высокого уровня физического развития, воспитанию необходимых человеку физических качеств. Ее принято подразделять на общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП). Цель общей физической подготовки — достижение высокой работоспособности. Она направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности. Ее средствами являются разнообразные физические упражнения (ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание, гребля, подвижные и спортивные игры, гимнастика, упражнения с отягощениями и др.). Специальная физическая подготовка — специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека.
Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, отражающая достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка). СФП направлена на воспитание отдельных физических качеств, навыков и умений, необходимых в избранном виде спорта или военном деле. Она проводится систематически и помогает человеку подготовиться к соревнованиям или выполнению ответственных заданий, требующих мобилизации всей физической подготовленности на данном этапе. Средствами ее являются специальные упражнения и элементы.
Для развития важных физических качеств, применяют упражнения на быстроту, силу, общую, скоростную и силовую выносливость, на координацию движений и др. Это главным образом упражнения из основной гимнастики, из различных видов легкой атлетики, спортивных игр, тяжелой атлетики и др. С помощью них можно укрепить мышцы, на которые приходится наибольшая физическая нагрузка, дополнительно развить физические качества, требуемые той или иной профессией. Для формирования и совершенствования вспомогательно-прикладных навыков применяют так называемые естественные движения (прыжки, метания, лазание, плавание), упражнения из прикладного туризма и др.
Повысить устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды можно, применяя соответствующие упражнения, которые не только совершенствуют какое-либо качество, но и одновременно дают неспецифический тренировочный эффект. Например, устойчивость к перегреванию можно повысить упражнениями, сопровождающимися значительным теплообразованием: продолжительным бегом, интенсивным передвижением на лыжах, коньках, спортивными играми, фехтованием. Для совершенствования психических качеств — волевых, внимания, реакции на сигналы, восприятия пространства, времени, мышечных усилий и других — большое значение имеют используемые направленно физические упражнения и занятия определенными видами спорта. При этом влияние последних на развитие психических качеств неодинаково.
Специфика каждого конкретного вида спорта определяет активность соответствующих психических функций и степень их проявления. Например, спортивные игры вырабатывают точность времени реакции на движущийся объект, быстроту двигательной реакции; гимнастика в большой степени развивает точность мышечных усилий при действии руками и др. Совершенствованию волевых качеств, способствуют занятия всеми видами, спортивными играми, прыжками в воду, гимнастическими упражнениями, связанными с элементами опасности и др. Оптимальная физическая подготовленность называется физической готовностью.
В структуре индивидуальной трудовой готовности человека и профессиональной деятельности физическая готовность занимает свое определенное место. Очень весомое: разве можно представить геолога, не обладающего достаточным уровнем общей и силовой выносливости, успешно работающего в летнем полевом сезоне в экстремальных условиях; или врача-нейрохирурга, оперирующего пациента на головном мозге, без специальных психофизических качеств: тонкой двигательной координации, статической выносливости и концентрации внимания; или инженера буровых установок, успешно выполняющего свои профессиональные обязанности в условиях жары, сильных морозов или шторма без определенных скоростно-силовых способностей? Поэтому сейчас, как никогда, возрастает качественный показатель в организации профессионально-прикладной физической подготовки в школах, вузах, тем более что постоянно растет количество новых специальностей при тенденции ухудшения общего уровня здоровья молодых людей — потенциальных студентов, а позже трудоспособного населения нашей страны.
Физическая подготовленность
В процессе общефизического развития происходит формирование так называемой физической подготовленности.
Физическая подготовленность – степень умений, способностей и навыков конкретного человека, и его готовность преодолевать физические нагрузки.
Эта характеристика имеет качественный показатель. То есть позволяет оценивать уровень развития основных физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости. Чтобы оценить физическую готовность человека проводят испытания (тесты), которые состоят из комплекса упражнений.
Методы определения уровня физической подготовленности школьников
Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущи человеку. Физическими качествами принято называть врождённые (генетические унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности (В.И. Лях, 1996).
Оценка уровня физической подготовленности школьников проводилась путём определения основных физических качеств и сравнения их с государственными стандартами.
К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость, и координацию.
Сила – эта способность человека преодолевать внешние сопротивления или противостоять ему за счёт мышечных усилий (напряжений). Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считаются возраст от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и девушек – от 11-12 до 15-16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы к общей массе тела (к 10-11 годам она составляет примерно 23%, к 14-15 годам – 33%, а к 17-18 годам – 45%). Следует отметить, что в указанные отрезки времени силовые способности в наибольшей степени поддаются целенаправленным воздействиям. При развитии силы следует учитывать морфофункциональные возможности растущего организма. (Ж.К.Холодов, В.С. Кузнецов, 2003).
В массовой практике для оценки уровня развития силовых качеств наиболее часто используют специальные контрольные упражнения.
Для определения собственно силовых возможностей у школьников, мы использовали метание теннисного мяча 2 классы, набивного меча сидя из-за головы 1,5 кг 6,9 классы. Метания теннисного мяча проходит на футбольном поле. Проводится перпендикулярная линия (за которую встаёт учащийся), и чертится разметка. Измеряется дальность броска в метрах. Бросок набивного мяча, движение руками из-за головы, сидя на полу, ноги врозь. Определяет силу мышц разгибателей туловища, плечевого пояса и частично рук. Измеряется дальность броска в метрах от линии стоп. Вес набивного мяча выбирается в зависимости от подготовленности учащихся. Ориентировочно – 1,5 кг.
Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени.
Для определения скоростных качеств школьников мы использовали бег на 30 м. Ученики парами вставали на линию старта и по команде учителя пробегали отрезок 30 м до финиша с максимальной скоростью. Время пробегания отрезка определяется по секундомеру с точностью до 0,1с.
Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.
Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет. Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет. Главная задача при развитии выносливости у детей школьного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения обшей выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания (В.И. Лях, 1996).
Выносливость определялась в 6,9 классах в беге на 1500 м, во 2 классах упражнения на развитие выносливости не проводились. В забеге одновременно участвуют 6-8 человек, отдельно мальчики и девочки. Результат фиксируется с точностью до 1,0 с. Бег на 1500 метров проводится на стадионе или ровной грунтовой дорожке после предварительной разминки. Рекомендуется присутствие медперсонала.
В целях обеспечения медицинской безопасности тестированию обязательно должны предшествовать подводящие упражнения:
1) Пробегания укороченных отрезков (200 – 400 м) с интенсивностью 50 % от максимума и при ЧСС 120 – 140 уд/мин;
2) Пробегания всей дистанции по отрезкам в интервальном режиме (5 раз по 200 м с 5-минутным интервалами отдыха и ЧСС120 – 140 уд/мин;
3) Пробегания всей дистанции по отрезкам в интервальном режиме (5 раз по 200 м с уменьшающимися интервалами отдыха и постепенным увеличением интенсивности ЧСС от 120 – 140 уд/мин до 150 – 170 уд/мин;
4) Контрольные прикидки с учетом времени пробегания всей дистанции с постепенно возрастающей интенсивностью: от 50% до 75% от максимума и ЧСС от 120 – 140 уд/мин до 150 – 170 уд/мин;
5) Разрешается в процессе бега, в случае утомления, переходить на ходьбу.
Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела.
Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15-17 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9-10 лет, а для активной – 10-14 лет. Целенаправленное развитие гибкости должно начинаться с 6-7 лет (Ж.К.Холодов, В.С. Кузнецов, 2003).
Показатели гибкости определялись по степени наклонна туловища вперёд. Испытуемый в положении стоя на скамейке наклоняется вперёд до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояния обозначают знаком «минус» (-), а если опускаются ниже нулевой о (+).
Двигательно-координационные способности – это способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.
Координационные способности имеют выраженные возрастные способности. Дети 4-6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. В возрасте 7-8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности. В период от 11 до 13-14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий. Подростки 13-14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций. В возрасте 14-15 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координации движений. В период 16-17 лет продолжается совершенствование двигательных координаций до уровня взрослых, а дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня (А.М. Максименко, 1999).
Координационные способности. определялись по показателям челночного бега 3×10 м. В зале, на расстоянии десяти метров друг от друга чертятся на полу две параллельные линии. По команде «Марш!» участники (участник) стартуют с первой линии, добегает до второй, переступает ее одной ногой, обязательно касаясь пола, поворачивается кругом и возвращается к линии старта. Необходимо выполнить максимально быстро 5 таких замкнутых циклов, поворачиваясь все время в одну и туже сторону (туда и обратно – один цикл). Не допускаются движения приставными шагами, повороты в разные стороны. Время засекается с точностью до 0.1 сек в момент пересечения линии, от которой выполнялся старт. Все участники должны быть в обуви, не дающей скольжения. Особое внимание необходимо обратить повороту во время бега. Для предотвращения травм стопы и коленного сустава отработать с учащимися правильную постановку стопы и туловища для вхождения в поворот и старт после поворота.
Испытуемый по команде «Марш!» пробегает пятиметровый отрезок берет брусок (5Х5Х10 см), пробегает второй отрезок, кладет брусок и, пробежав третий отрезок, заканчивает тест. Определяется время пробегания трех отрезков.
Полученные результаты были обработаны методом вариационной статистики и суммированы в таблицы 3.5
Упражнения и нормативы по ОФП
Общеустановленных, единых нормативов по ОФП не существует. Каждая организация (школа, ВУЗ, ВС, правоохранительные органы) опираются на внутриведомственные документы. Тесты составляют из базовых упражнений.
Бег на длинную дистанцию – этот норматив существует для проверки выносливости.
Спринт или челночный бег – упражнения для оценки быстроты и ловкости.
Подтягивания на перекладине и отжимания – характеризуют силу мышц спины, рук и плечевого пояса.
Подъемы туловища из положения лёжа на спине – помогают оценить развитие мышц брюшного пресса.
Наклоны вперед – по глубине наклона определяют гибкость.
Под этим подразумевается способность мышц преодолевать сопротивление. Оценка физической подготовленности в данном случае также осуществляется по нескольким направлениям:
Нормативы для школьников
Для оценки общей физической подготовки школьников, ФГОС рекомендует проводить: «тестирование уровня индивидуального развития».
Педагога интересует не то, сколько раз школьник подтянется на перекладине, а стремление ребенка прогрессировать и развиваться. Если пятиклассник в сентябре подтягивался – 0 раз, а в мае подтянулся – 3 раза, большинство физруков поставит за год – оценку 5.
Чтобы определить уровень физической подготовленности старшеклассников, многие школы ориентируются на нормативы ГТО. Объяснить это просто. Обладатели золотого знака физкультурника, получают дополнительные баллы к сумме ЕГЭ, при поступлении в ВУЗ.
Нормативы ГТО для старшеклассников
Чтобы получить значок ГТО, старшекласснику необходимо сдать 9 нормативов. Все испытания разделены на 2 блока: обязательные (4 упражнения) и тесты на выбор (из предложенных вариантов надо выбрать – 5 упражнений, на свое усмотрение).
Рассмотрим нормативы в 4 обязательных упражнениях для юноши (возраст 16-17 лет).
Упражнения | Золотой значок | Серебренный знак | Бронзовый |
Подтягивания | 14 | 11 | 9 |
Бег на 60 метров (сек) | 8,0 | 8,5 | 8,8 |
Бег на 3 километра (мин) | 12:40 | 14:30 | 15:00 |
Наклон вперед, из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи – см) | + 13 | + 8 | + 6 |
Требования к уровню физической подготовки военнослужащих
Проверка уровня физической подготовки назначается в армии не просто так. Многое зависит от срока службы, рода войск и звания. Людей, связанных с воинской службой проверяют на силу, выносливость и скорость, особенно в рукопашном бою. Служащие по контракту должны:
Как определить уровень физической подготовки офицеров? Их нормативы несколько отличаются. Офицерам необходимо:
Так можно определить уровень физической подготовки у военнослужащих. Такие жесткие требования необходимы для поддержания высокого уровня боеспособности в армии.
Уровень ОФП взрослого человека
Взрослый человек может оценить себя самостоятельно. Достаточно заглянуть в нормативы ГТО. Они не являются обязательными, но помогут увидеть свой уровень общей физической подготовки.
Сидячий образ жизни, офисная работа и вечные проблемы не способствуют физическому развитию. Чем дальше годы уводят нас от школьной парты, тем больше становится животик. Поэтому нормы ГТО для каждой последующей возрастной группы снижаются.
Нормативы рассчитаны именно на средне статического человека, а не на спортсмена. Профессиональный атлет тренируется каждый день и получает за это деньги. Поэтому и требования другие.
Бронзовый значок ГТО для офисного работника, как бронзовая медаль для олимпийского бегуна. Если в 30 лет смогли подтянуться 5 раз, можете смело гордится собой. Считайте, что вы в тройке лучших мужчин вашей компании.
Нормы ГТО для взрослых
Нормативы ГТО для мужчин от 25 до 29 лет.
Упражнения | Золотой значок | Серебренный знак | Бронзовый |
Подтягивания | 13 | 9 | 7 |
Бег на 60 метров (сек) | 8,2 | 9,1 | 9,5 |
Бег на 3 километра (мин) | 12:50 | 14:40 | 15:00 |
Наклон вперед, из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи – см) | + 12 | + 7 | + 5 |
Нормативы ГТО для мужчин от 30 до 34 лет.
Упражнения | Золотой значок | Серебренный знак | Бронзовый |
Подтягивания | 12 | 7 | 5 |
Бег на 60 метров (сек) | 8.9 | 11,1 | 12,1 |
Бег на 3 километра (мин) | 13:20 | 14:50 | 15:10 |
Наклон вперед, из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи – см) | + 11 | + 5 | + 3 |
Нормативы ГТО для мужчин от 35 до 39 лет.
Упражнения | Золотой значок | Серебренный знак | Бронзовый |
Подтягивания | 10 | 6 | 4 |
Бег на 60 метров (сек) | 9.2 | 11,5 | 12,5 |
Бег на 3 километра (мин) | 13:50 | 15:00 | 15:45 |
Наклон вперед, из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи – см) | + 10 | + 4 | + 2 |
Повышение уровня физической подготовки
Для определения уровня физической подготовки необходимо учитывать генетику, образ жизнь и состояние здоровья в целом. Очень важно развивать как гибкость, так силу и выносливость вместе, а не что-то одно.
Чтобы был достигнут 1 уровень физической подготовки, следует заниматься 2 с половиной часа каждую неделю. Минимум – это два раза за семь дней. Лучше, если срок занятий будет продолжительным. В идеале должны быть включены анаэробные упражнения, они заставляют работать целую группу мышц. Главное – не останавливать занятия.
Действенной в этом случае окажется ходьба. Ходить можно с шагомером, чтобы отсчитывать пройденное расстояние. К примеру, пять минут можно прогуливаться не спеша, а со временем темп увеличить. В любых видах упражнений перенапрягаться нельзя. Если вы почувствовали, как сердце слишком забилось, или мышцы болят, то это значит, вы перетрудились. Так что лучше понемногу заниматься, зато с результатом и без последствий.
Резюмируем
Школа и уроки физкультуры дают базовый минимум, необходимый для дальнейшего развития молодого человека. Кто-то свяжет свою жизнь со спортом, кто-то нет – неважно. Общая физическая подготовка укрепит здоровье и заложит необходимый фундамент. Для школьника и студента тренировка, это возможность расширить свои возможности.
Для взрослого человека ОФП – способ оставаться в тонусе и жить полноценной жизнью. Оценить свой уровень физического развития можно самостоятельно, опираясь на нормативы ГТО.
Постскриптум
Физическая активность увеличивает нагрузку на организм многократно. Чрезмерные нагрузки принесут вреда больше, чем пользы. Иногда сердце стучит и кричит: «хватит, остановись».
Статья: «Как приметь ЧСС», расскажет, что такое пульсовые зоны и как избежать перегрузок. В статье: «Метаболизм глазами спортсмена», простыми словами расскажем, откуда мышцы берут энергию и чем аэробная нагрузка отличается от анаэробной.