Положение о кожаных носках
Протирание (масх) предусмотрено для облегчения малого омовения – «вуду», и для совершения этой процедуры существуют условия: ичиги (носки) («хуффы[1]» или «масх») должны отвечать определённым требованиям и находиться на ноге определённое время.
Ученый факих имам Ар-Рамли в своей книге «Нихая аль-Мухтаж», перечисляя условия масху, пишет:
ويشترط في الخف كونه قويا بحيث ( يمكن ) لقوته ( تتابع المشي فيه لتردد مسافر لحاجاته ) عند الحط والترحال وغيرهما مما جرت العادة به ، وإن كان لابسه مقعدا في مدة ثلاثة أيام ولياليها إن كان مسافرا سفر قصر ، ولحاجة يوم وليلة إن كان مقيما …
«Из условий дозволенности протирания (масх) является такая их прочность, чтобы путник мог ходить в них по своим повседневным нуждам (собирать дрова, и т.д), даже если он будет неподвижен в течение трех суток в случае сафара далее 81 км. А если он муким (т.е. тот, кто не в сафаре), то они должны быть пригодны для ходьбы в течение суток»
[См.: «Нихая аль-Мухтаж», т.1, с. 204].
Также ученый мазхаба Абу Ханифы Аль-Касани в своей книге «Бадаи’у ас-Санаи’» пишет:
وأما المسح على الجوربين، فإن كانا مجلدين، أو منعلين، يجزيه بلا خلاف عند أصحابنا وإن لم يكونا مجلدين، ولا منعلين،
«Что касается протирания мокрыми ладонями (масху) поверхности носков вместо мытья ног, то это, по мнению ученых нашего (ханафитского) мазхаба, допустимо, если они (носки) из кожи или у них кожаная подошва».
فإن كانا رقيقين يشفان الماء، لا يجوز المسح عليهما بالإجماع، وإن كانا ثخينين لا يجوز عند أبي حنيفة وعند أبي يوسف، ومحمد يجوز
Если же они не такие, а тонкие и пропускающие воду, то, по единогласному мнению ученых, протирание (масху) на них делать нельзя.
Абу Ханифа считал недопустимым протирание поверхности носков, даже если они плотные.
Абу Юсуф и Мухаммад считали, что можно делать масху поверх плотных насков».
وروي عن أبي حنيفة أنه رجع إلى قولهما في آخر عمره، وذلك أنه مسح على جوربيه في مرضه، ثم قال لعواده: » فعلت ما كنت أمنع الناس عنه » فاستدلوا به على رجوعه.»بدائع الصنائع «
«Сообщается, что Абу Ханифа согласился с их мнением перед смертью, и об этом свидетельствует тот факт, что, заболев, он делал масху на носки и говорил тем, кто его навещал:
«Я стал совершать то, что запрещал людям», и они сделали вывод, что он согласился с мнением своих учеников (Абу Юсуфа и Мухаммада), что делать масху на плотные носки, не пропускающие воду, можно»
[См.: Бада’иассана’и, т. 1, с.141].
Ученый мазхаба имама Малика Абу Абдуллах Аль-Усмани в своей книге «Шифа’ аль-алил» сказал:
( رخص… مسح جورب جلد ظاهره وباطنه )
قوله (جلد ظاهره وباطنه)أي: أعلاه وأسفله من خارج، فهو كقوله في » المدونة «: إلا أن يكون فوقهما وتحتهما جلد مخروز
«Разрешено делать масху на носки, подошва и верхняя часть которых из кожи, т.е. верхняя и нижняя части внешней стороны должны быть из кожи, и, как сказано в книге” Мудаввана”, не разрешено делать масху как сверху, так и снизу (носков), если только они не будут обшиты кожей сверху и снизу»
[См.: Шифа’ аль-Алил, т. 1, с. 152].
Ученый мазхаба имама Ахмада Аль-Бухути в своей книге «Кашшаф аль-кина’» сказал:
( و يصح المسح أيضا على (جورب صفيق من صوف أو غيره) …(وإن كان) الجورب (غير مجلد أو) منعل (أو كان) الجورب (من خرق وأمكنت متابعة المشي فيه
«Также разрешается делать масху на плотные носки из шерсти или другого материала, даже если эти носки не из кожи, не имеют кожаной подошвы и сделаны из материала, который позволяет (человеку) ходить в них беспрерывно продолжительное время»
[См.: Кашшаф аль-Кина’, т. 1, с.111].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
• Не разрешается протирание (масх) обычных хлопчатобумажных, шерстяных или нейлоновых носков, которые носят в наши дни.
• Можно протирать носки, пусть даже не кожаные, если они плотные настолько, что позволяли бы путнику ходить в них по своим нуждам, при этом они должны закрывать ноги, включая щиколотки, быть водонепроницаемы и надеты в состоянии омовения.
Отдел фетв, Муфтият РД
[1] Выражение «хуффы» в арабском языке применимо только к носкам из кожи.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Можно ли брать омовение в носках
КОГДА НАЧИНАЕТСЯ СРОК ОБТИРАНИЯ НОСКОВ (МАСХ)?
Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах
Вопрос: «Как рассчитать, когда начинается срок действия обтирания носков?»
Ответ: «Это один из самых важных вопросов, в разъяснении которых нуждаются люди, поэтому ответ мы сделаем более обширным, чем сам вопрос, если пожелает Аллах. Мы скажем, что доводы об обтирании носков приводятся в Книге Аллаха и Сунне. В Коране о нём сказано в словах Всевышнего Аллаха:
«О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и ваши ноги до щиколоток» (сура «аль-Маида», аят 6).
Что касается Сунны, то от Пророка ﷺ передается так много хадисов о протирании носков, что их можно отнести к категории «мутава́тир161». Учёные считают эти хадисы мутаватиром, как об этом говорится в стихе:
Из того, что считается мутаватиром — хадисы «кто возвёл ложь…»,
«Кто построил дом Аллаха, стремясь к Его Лику…»,
Хадис о заступничестве и Водоёме (Пророка ﷺ)
И хадисы о протирании носков…
От Пророка ﷺ приводятся хадисы, достигшие степени мутаватир, в которых говорится о дозволенности обтирания (масха) носков. Если человек надел носки, будучи в состоянии ритуальной чистоты (тахары), во время следующего омовения для него будет лучше обтереть их, чем снимать и мыть ноги, поэтому, когда аль-Мугира ибн Шуъба, да будет доволен им Аллах, захотел снять носки Посланнику Аллаха ﷺ во время вуду’, он ﷺ сказал ему: «Оставь их, ибо я надел их на чистые ноги», после чего он их протёр. Этот хадис приводится у аль-Бухари и Муслима.
У обтирания носков есть свои условия:
• Первое условие: человек должен одеть их в состоянии полной чистоты (не находясь в малом или большом осквернении). Если он надел носки не в состоянии чистоты, то ему нельзя делать на них масх (обтирание).
• Второе условие: масх должен происходить в течение дозволенного времени (о дозволенных периодах времени мы разъясним чуть позже, если пожелает Всевышний Аллах).
• Третье условие: масх совершается только при малом омовении (вуду’). Если же человеку нужно делать гусль (большое омовение), ему придётся снять носки, чтобы омыть всё тело. Масх носков нельзя делать в состоянии полового осквернения, как об этом передано в хадисе Сафвана ибн ‘Ассаля, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Когда мы находились в пути, Посланник Аллаха ﷺ говорил нам, что в течение трёх суток нам следует снимать кожаные носки только в случае большого осквернения». Этот хадис привели ан-Насаи, атТирмизи и Ибн Хузейма (Ан-Насаи (Книга чистоты, глава о времени масха), ат-Тирмизи (глава о масхе для путника и мукима)).
Это три условия, при которых дозволено делать масх на носки.
Что касается времени действия масха, то для мукима (того, кто не является путником, а считается основавшимся в каком-либо населенном пункте) это сутки, а для мусафира (путника) — трое суток, и дело здесь не в количестве намазов (которые человек делает в течение действия масха), а во времени. Посланник Аллаха (да пребудет над ним мир и благословение) определил время действия масха в одни сутки для мукима и в трое суток — для мусафира. День и ночь — это двадцать четыре часа, а три дня и ночи — это семьдесят два часа.
Но… с какого момента начинается этот период масха? Этот период (сутки или трое суток) начинается с самого первого раза, когда человек сделал масх, а не с того момента, когда он надел носки, и не с момента первого хадаса (малого осквернения) после одевания носков. В шариате говорится именно о масхе (протирании), и период масха начинается с момента, когда масх был осуществлен в первый раз.
«Муким (тот, кто находится у себя дома) обтирает (носки, одетые после очищения) в течение одного дня и одной ночи, а мусафир (тот, кто находится в пути) — в течение трех дней и ночей», и, когда осуществится первое обтирание (масх), это и будет считаться началом (времени действия масха). По завершении двадцати четырех часов с момента первого обтирания носков заканчивается время масха для мукима, а по истечении семидесяти двух часов с первого обтирания завершается время масха для мусафира. Ниже мы приведём пример, который наглядно объяснит этот вопрос.
Один человек сделал омовение перед фаджр-намазом (утренней молитвой), после чего надел хуффы (кожаные носки); на зухр-намаз он оставался в состоянии чистоты, и на аср-намаз — тоже (всё это время у него действовало сделанное утром омовение). После аср-намаза, в пять часов вечера он сделал омовение, чтобы совершить магриб-намаз, протерев носки (сделав масх) — значит, теперь этот человек может делать масх до пяти часов вечера следующего дня. Если предположить, что на следующий день он сделает масх в 16:45 и помолится (с этим омовением) магриб и иша-намазы, то получится, что за весь период (когда он был в носках) он сделал зухр, аср, магриб, иша-намазы первого дня и фаджр, зухр, аср, магриб и иша второго дня — итого девять намазов. Таким образом, мы понимаем, что дело не в количестве намазов, как думают многие простые люди, говоря, что «масх можно делать на пять обязательных намазов»,— нет, их мнение абсолютно безосновательное. В шариате период масха обозначается сутками, и эти сутки начинаются с момента первого обтирания носков.
В приведенном выше примере я показал, сколько намазов сделал этот человек (за период масха), и этот пример наглядно показывает: если период действия масха завершился, то после этого человек не может продолжать делать масх. Если он будет протирать носки по завершению установленного (в сутки) времени, его масх и омовение будут недействительными. Если же он сделает масх перед окончанием суток и после этого какое-то время будет оставаться в состоянии чистоты, то его вуду’ не будет нарушено: он будет оставаться в состоянии чистоты до тех пор, пока что-то не нарушит его вуду’. Мнение о том, что вуду’ нарушается по окончании времени действия масха, не имеет под собой никаких доказательств. Если время действия масха закончилось, человеку больше нельзя будет делать масх, но это не значит, что с окончанием времени аннулируется его омовение. Если временными рамками определяется масх, а не омовение, значит, нет доказательств того, что омовение нарушается с окончанием периода масха.
В таком случае мы можем утвердить доказательство, к которому мы пришли: раз этот человек сделал правильное, соответствующее шариату вуду’, мы утверждаем, что это вуду’ было нарушено только в том случае, если у нас есть достоверное шариатское доказательство, но доказательств того, что оно нарушается из-за окончания периода действия масха, нет. Следовательно, по окончанию времени масха человек остается в состоянии чистоты, пока ее не нарушит что-то, что упоминается в Коране и достоверной Сунне или относится к иджма‘ (единогласному мнению ученых).
Что касается мусафира (путника), то у него есть трое суток для масха, т.е. семьдесят два часа, которые начинаются с момента, когда он первый раз сделает масх. Ханбалитские факихи (да помилует их Аллах) сказали, что если человек наденет носки, будучи мукимом (постоянно проживающим) в своем городе, затем нарушит омовение в том же городе, затем уедет и первый раз сделает масх носков уже в пути, то в этом случае он может делать масх так, как путник (т.е. трое суток). Эти слова также указывают на недостоверность мнения о том, что начало времени (действия масха) надо считать от первого нарушения омовения после надевания носков.
Масх на носки нарушает:
— окончание периода действия масха и
— снятие носков. Если человек снял носки, его масх будет нарушен, но омовение останется.
Что касается чистоты или омовения, то, когда человек снимает носки, его омовение не нарушается. Омовение не пропадает из-за снятия того, на что делали масх. Когда человек делал масх, его омовение осуществилось в соответствии с шариатским доказательством, и нарушиться это омовение может только в соответствии с доказательством из шариата. Однако все доказательства указывают на то, что снятие протираемого предмета аннулирует только масх (т.е. масх можно будет делать только после того, как человек помоет ноги, совершив полноценное омовение — вуду’). На основании этого мы скажем: в своей основе омовение (сделанное в соответствии с доводами шариата) остаётся в силе до тех пор, пока, согласно другому шариатском доводу, оно не будет нарушено. Если такого довода нет, то вуду’ остается действительным, и я считаю это наиболее достоверным мнением. И Аллах дарует успех».
См. «Фетвы по столпам Ислама» шейха Ибн Усеймина, 295-300, вопрос 144
Можно ли брать омовение в носках
● ДОВОДЫ НА ЗАКОННОСТЬ ЭТОГО ДЕЙСТВИЯ
Хаммам ан-Наха’и, да будет доволен им Аллах, сказал: «Джарир ибн ’АбдуЛлах справил малую нужду, затем совершил омовение и обтер кожаные носки. Его спросили: «Ты делаешь это после того, как справил малую нужду?» Он сказал: «(Да), я видел как посланник Аллаха ﷺ справил малую нужду, затем совершил омовение и обтер свои кожаные носки».
Показать полностью. Ибрахим сказал: «Они были удивлены этим хадисом, потому что Джарир принял ислам в 10 году после ниспослания аята об омовении из суры “аль-Маида”, который обязывает мыть ноги». (Этот хадис передали Ахмад 4/358, аль-Бухари 387, Муслим 272, Абу Дауд 154, ат-Тирмизи 93, ан-Насаи 1/81, Ибн Маджах 543)
Этот хадис разъясняет, что смысл аята обязывает мыть ноги тех, кто не носит кожаные (или обычные) носки. А тот, кто носит кожаные носки, может просто обтереть их. Итак, Сунна объясняет аят.
Передают, что аль-Муѓира ибн Шу’ба, да будет доволен им Аллах, рассказывал:
«Однажды ночью, во время одного из походов, я наливал воду Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, когда он совершал омовение. Он вымыл свое лицо и руки и протер голову. Я захотел снять его носки, но он сказал: «Оставь их, поскольку я надел их на чистые ноги [т. е в состоянии омовения] и он (только) обтер их»». (Этот хадис передали Aхмад 4/251, аль-Бухари 206 и Муслим 274)
Ан-Навави сказал: «Все ученые едины во мнении (иджма’), что разрешается обтирать по кожаным носкам, будь то в поездке или дома, по необходимости или без него. Таким образом, могут поступать даже женщина у себя дома или инвалид, который не может передвигаться».
● УСЛОВИЯ ОБТИРАНИЯ НОСКОВ
Нужно надеть носки (или то, что используется для защиты ног, например, портянки и т.п.) в состоянии омовения.
Передают, что аль-Муѓира ибн Шу’ба, да будет доволен им Аллах, рассказывал:
«Однажды ночью, во время одного из походов, я наливал воду Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, когда он совершал омовение. Он вымыл свое лицо и руки и протер голову. Я захотел снять его носки, но он сказал: «Оставь их, ПОСКОЛЬКУ Я НАДЕЛ ИХ НА (РИТУАЛЬНО) ЧИСТЫЕ НОГИ [т. е в состоянии омовения] и он (только) обтер их»». (Этот хадис передали Aхмад 4/251, аль-Бухари 206 и Муслим 274)
Аль-Хумайди передал в своем «Муснаде», что аль- Муѓира ибн Шу’ба, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы сказали: O посланник Аллаха, можем ли мы обтереть наши кожаные носки? Он сказал: «Да, если надели их будучи чистыми».
● МОЖНО ЛИ ДЕЛАТЬ МАСХ НА ОБЫЧНЫЕ НОСКИ?
Да можно, поскольку об этом было передано от многих сподвижников. При условии- что эти носки закрывают ноги и они не просвечивающие.
Передают, что Аль-Муѓира ибн Шу’ба рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил омовение и обтер носки и сандалии». (Этот хадис передали Ахмад 4/252, Абу Дауд 159 и другие. Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 143)
Показать полностью.
Примечание для сестер: капроновые носки, которые просвечивают, протирать нельзя, ибо они не закрывают ноги как положено.
Шейх ‘Абдуль‘азиз Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал: «Человек не может протирать чулки или подобное, если они не удовлетворяют условиям Шариата. Среди этих условий то, что носки должны прикрывать место, которое обязательно нужно (мыть при омовении)…» (Маджму‘ аль-фатауа Ибн Баз. Т. 10. С. 114).
Итак, чулки, упомянутые в вопросе, не являются носками, которые можно протирать во время омовения, так как они не прикрывают ту часть ноги, которую необходимо мыть по Шариату.
Если больной нуждается в ношении этих чулок, и ему тяжело снимать их при каждом омовении, то он может надеть их в состоянии малого омовения, а сверху них надеть носки, скрывающие всю ступню от кончиков пальцев до щиколоток. При каждом омовении в этом случае он сможет протирать ноги поверх верхних носков, пока не снимет их, или пока не закончится срок, когда он может протирать их. В этом случае это допустимо, и нет никаких сложностей.
Носки разрешается обтирать, даже если на них имеются дырки или если они рванные, пока они пригодны для ношения.
Ас-Саури сказал: «Кожаные носки мухаджиров и ансаров (сподвижников Пророка ﷺ) не были без дырок или отверстий, также как и у других людей (вообще). Если бы это имело какое-то значение, об этом было бы упомянуто и передано ими».
Ибн Кудама, да помилует его Аллах, сказал: «Кожаные носки (хуфф) и подобное можно протирать, если они закрывают обязательное место (,которое нужно мыть при омовении). Если что-либо будет оставаться открытым, то их протирать нельзя» (Аль-мугни. Т. 1. С. 183).
Протирание носков при омовении – допустимо или нет
Среди наиболее частых вопросов, которые вызывают споры у мусульман, – можно ли при совершении масха в тахарате протирать носки.
Из достоверных хадисов известно, что во время путешествий Посланник Аллаха (с.г.в.) надевал масхи (специальные изделия из мягкой кожи для ног) и протирал их, когда делал малое омовение. В этой связи мусульманские алимы пришли к единодушному мнению о том, что протирание масхов в тахарате разрешено.
В некоторых риваятах также сообщается, что помимо непосредственно масхов сахабы протирали и некоторые виды обуви, такие как налейн и джавраб. Принимая во внимание технические возможности той эпохи, можно сказать, что обувь и носки тогда изготавливались из шерсти, которую пряли на прялках, а также из кожи животных. Очевидно, что эти изделия были толстыми и прочными, позволяя проходить в них определённое расстояние вне помещений. Именно поэтому имамы всех мазхабов, давая толкование этим риваятам, отнесли джавраб и налейн к категории масхов, установив некоторые требования к данным изделиям и условия их использования.
Что касается вопроса о том, можно или нет протирать носки, подошва которых не обшита кожей, то, по мнению имама Абу Ханифы, шафиитов и маликитов, это запрещено. По мнению ханбалитов, а также имама Абу Юсуфа и имама Мухаммада, если у таких изделий одежды плотная вязка, через которую не видно ступню, то в этом случае протирание носков считается разрешённым. Таково и мнение богословов ханафитского мазхаба в целом (см. Маргинани, «Хидайа», 1/30).
Да, протирание толстых, плотно связанных носков, в которых можно ходить в качестве обуви, считается разрешённым. Однако в соответствии с общепринятым мнением факихов, протирание носков, которые пропускают воду, запрещено (см. Сарахси, «Мабсут», 1/102-103; Касани, «Бадаиус-Санаи», 1/10).
Как следует из вышеизложенного, в данном вопросе важно понять, что именно подразумевалось под носками в тот период. Если изделие, одеваемое на ноги, вне зависимости от того, как оно называется, отвечает вышеупомянутым условиям, то оно может считаться масхом и его можно протирать вместо оголённых ступней во время тахарата. Ну а то, что подразумевается под носками в современном мире, никак не относится к категории масхов и не отвечает предъявляемым к ним требованиям, и, следовательно, протирать их нельзя.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Омовение по ханафитскому мазхабу. Урок 17. Действия, которые нарушают действительность масха на носки. Протирание повязки
نَوَاقِضُ مَسْحِ الخفين
Действия, которые нарушают действительность протирания носков
Протирание (масх) носков нарушают четыре вещи:
Масх нарушается, если носок был снят полностью, а также в том случае, если носок сполз настолько, что большая часть стопы оказалась в области голенища.
Если время масха закончилось во время совершения намаза, намаз становится недействительным.
Если масх нарушился из-за снятия хуффа, попадания воды внутрь хуффа или окончания срока масха, когда человек находился в состоянии вуду, дозволено не переделывать полностью вуду, а только вымыть ноги.
Не дозволено совершать масх на чалму, тюбетейку, никаб и перчатки.
Раздел, посвященный протиранию повязок
Если из-за перелома, ранения или кровотечения человеку была наложена повязка и он не может омывать место раны[1] или совершать масх поверх раны, ему дозволено совершать масх поверх повязки. Протереть повязку следует один раз, при этом не ставится условием протирание всей повязки — достаточно протереть большую ее часть.
Если при омовении кожи непосредственно около повязки вода попадает под повязку на рану, что приносит вред, дозволено протереть это место, хотя оно и не покрыто повязкой. Если человек забинтовал рану так, что под бинтом оказалась в том числе и здоровая кожа, он должен развязать бинт для омовения, если в этом не будет вреда. Если расслабление бинта причинит вред или завязать его снова человек по каким-то причинам не сможет, дозволено делать масх поверх повязки. То же касается раны, заклеенной пластырем.
Протирание повязки[2] полностью заменяет омовение (гасль), поэтому у масха на повязку нет срока действительности[3].
Совершать масх на повязку дозволено даже в том случае, если человек не был в состоянии вуду, когда была наложена повязка.
Дозволено на одну ногу наносить масх, а другую мыть.
Масх не нарушается, если у человека спадет повязка до того, как он выздоровел. Достаточно повторно наложить повязку.
Если повязка спадет уже после выздоровления и человек находится при этом в состоянии вуду, ему достаточно омыть место под повязкой, но необязательно переделывать полностью вуду.
Если повязка промокла, это не нарушает действительности масха, даже если намокла большая часть раны под повязкой.
Если человек хочет сменить повязку, он имеет право сделать это, не обновляя масх на новую повязку, хотя повторно совершить масх желательно.
Если у человека гноятся глаза и профессиональный врач мусульманин говорит, что нельзя мыть глаза, так как это навредит ему, дозволено не мыть уголки глаз в вуду.
Если у человека сломался ноготь и он положил на него лекарство или заклеил его пластырем, а снятие пластыря принесет вред здоровью, дозволено совершить масх. Если вред причиняет даже масх, дозволено оставить и его.
Ният не является условием действительности протирания носков, повязки и головы.