«Халяльная ипотека»: как исламский банкинг нашел «лазейку» в законах шариата
Законы шариата запрещают выдачу займов под проценты, что объективно усложняет осуществление множества банковских операций для мусульман в современном мире. Одной из таких «больных тем» является приобретение жилья: приверженцы ислама, как рядовые члены общества, крайне редко могут позволить себе покупку недвижимости путем единовременной оплаты ее стоимости. Решением этой теологической проблемы является все шире распространяющаяся по миру «халяльная ипотека».
Международная редакция Федерального агентства новостей разбиралась в сути и особенностях данного явления.
Виды «ипотеки»
В упрощенном виде данная схема схожа с рядом других ипотечных займов и выглядит следующим образом: клиент выбирает на рынке недвижимости желаемое жилье, которое банк выкупает по рыночной стоимости. Недвижимость оказывается в собственности «займодателя», и заемщик ежемесячно выплачивает ему определенную сумму (формально — арендную плату), тем самым последовательно выкупая собственную долю. Существует три основных вида «халяльной ипотеки».
Мушарака
Форма совместной собственности между покупателем жилья и финансовой компанией. Обе стороны соглашаются инвестировать в недвижимость и приобрести ее вместе.
Например, клиент и банк уплачивают 10% и 90% стоимости жилья соответственно. Их доли в недвижимости распределяются в той же пропорции.
By: Hussam Qutub, Vice President of Communications
The title of a recent blog post that drew over 100 comments on #MuslimMatters read “Halal Mortgages: Alleged Misuse of Taqi https://t.co/YwQScgvERF #islam
Физическое лицо ежемесячно погашает стоимость самого жилья, но в дополнение оплачивает арендную плату за пользование чужой долей. Каждый такой «побочный платеж» увеличивает площадь собственности клиента и естественным образом уменьшает долю банка.
В результате покупатель «отбивает» изначальную стоимость жилья, а заработок финансовой организации заключается в сдаче свой доли недвижимости в аренду.
Иджара
Банк выкупает нужное клиенту жилье и получает в нем 100-процентную долю собственности. Клиент на протяжении определенного времени (как правило — до 25 лет) ежемесячно выплачивает фиксированную арендную плату за пользование недвижимостью. По истечении данного срока финансовая организация передает клиенту полное право на владение собственностью.
Мурабаха
Банк приобретает собственность и продает ее клиенту с наценкой. Эта сумма погашается по соответствующему графику платежей. До момента погашения «ипотеки» права на недвижимость остаются у «займодателя». От обычной ипотеки мурабаха отличается тем, что банк не назначает проценты, а устанавливает заранее оговоренную константную сумму, которую клиент должен будет погасить за определенное количество времени. В сравнении с иджарой выплаты в данном виде «ипотеки» являются не арендной платой, а, скорее, займом с включенной комиссией финансовой организации.
Необходимо упомянуть, что данные механизмы представлены в общем виде. На практике детали сделок могут меняться, однако их суть остается прежней.
Нюансы
Как правило, исламские банки подпадают под контроль финансовых регулирующих органов тех стран, в которых они действуют. Это означает, что по закону они должны соответствовать стандартам, установленным этими ведомствами. Это, в свою очередь, обеспечивает заемщикам степень защиты не меньшую, чем при заключении договора о стандартном займе.
И все же «халяльная ипотека» несколько безопаснее, чем обычная. Так, например, исламские финансовые организации ограничены правилами шариата, что не позволяет им заключать сделки с высоким риском в области недвижимости (наследство, дарение, некоторые случаи ренты и т.д.). Кроме того, покупатель жилья на протяжении всего периода выплат погашает изначально зафиксированную сумму, которая не зависит от последующих изменений ситуации на рынке недвижимости.
При этом подобные банки не практикуют взимание штрафов. В случае если клиент несколько раз просрочит выплату, «займодатель» просто продаст свою долю собственности третьей стороне.
При этом сопутствующие услуги страхования жилья или жизни не предоставляются.
Еще одной особенностью исламских финансовых организаций является исключение сделок, связанных с азартными играми, алкоголем, табаком, проституцией, порнографией и другими «нехаляльными» вещами.
in my humble opinion one should stay from half halal tingz so it doesnt lead to haram way of life.. I respectfully believe entering any mortgage especially in western countries is a very tricky thing.. before doing so id highly advise to consider other options if possible https://t.co/gCsDDSvc8x pic.twitter.com/rCaYL3sB3E
— معاذ حاج شيخ محمد شيخ رشيد (@ElephantsMusk) April 16, 2020
Доступность подобных сделок для не-мусульман зависит от конкретной страны. Так, например, в Великобритании около 2% пользователей «халяльной ипотеки» не связаны с исламом. В России же подобное пока запрещено. В целом же мусульманский банкинг действует более чем в сотне государств: от Малайзии до США и от России до Египта. Это явление характерно для исламских стран и тех государств, в которых присутствуют крупные общины последователей данного религиозного направления.
Мнения
Появление подобной практики породило полемику в мусульманской среде, и споры о «правоверности» этих займов не утихают до сих пор.
Сторонники кредитов утверждают, что их нельзя назвать ростовщичеством, которое запрещено шариатом, так как «деньги делаются» иначе.
«Вместо того, чтобы делать деньги через проценты, исламские банки используют собственность как актив, приносящий прибыль. Важно помнить, что исламские ипотечные кредиты просто предлагают альтернативную структуру финансирования, которая дает мусульманским клиентам различные варианты», — сообщил Фаррух Раза, консультант Islamic Finance Advisory and Assurance Services.
Для полного понимания работы исламских финансов следует учитывать четыре основных принципа шариата в этой сфере:
«Имущество — это не то, чем по факту владеет человек, а то, чем Всевышний Аллах разрешил человеку владеть. В основе всего всегда лежит дозволенность. Для мусульман достаточно создать некую альтернативу тем финансовым продуктам, которые им не дозволены шариатом, в остальном же они нормально встраиваются в существующий сценарий экономики и банковского сектора», — считает шариатский эксперт ДУМ РТ, преподаватель РИИ Ахмад Абу Яхъя.
Противники же «халяльной ипотеки» указывают на то, что данное явление позволяет обойти словесную формулировку запрета, но напрямую нарушает его суть.
«В исламе это является очень большим грехом. На это указывают и Коран, и хадисы Пророка. Есть очень тяжелые хадисы на эту тему, о степени этого греха. Буквально такие, что грех соития с собственной матерью по степени греховности легче, чем риба. Также есть предсказания Пророка, что наступит такое время, что пыль от лихвы коснется каждого. Наверное, в это время мы и живем. Современная банковская система, которая активно работает на лихве, на ростовщичестве, способствует этому главным образом», — сообщил Рамиль-Хазрат Садеков, главный имам Исторической мечети Москвы.
По мнению стороны оппонентов, в качестве рибы нельзя рассматривать только выдачу суммы и ее возврат с процентами. Под ее суть также подпадает и выплата денежных средств в обмен на формальное «дарение» собственности.
Удобный инструмент
Сколько бы копий ни ломалось в спорах на эту тему, необходимо признать, что «халяльная ипотека» успешно распространяется по миру. Мусульмане видят в займах способ приобрести собственное жилье. Подобный спрос стал причиной поиска «компромисса» с вероучением и привел к возникновению обсуждаемого предмета.
По всей видимости, реалии сегодняшнего рынка оказались способны сподвигнуть мусульман к пересмотру трактовки правил шариата. Объективно «халяльная ипотека» выглядит как попытка обойти формальные требования при пересмотре заложенного в них смысла.
Как работает халал-ипотека и в чем ее преимущество?
Инфографика. Как работает халал-ипотека и в чем ее преимущество?
В следующим году начнется работа по внедрению ипотеки по принципам исламского банкинга. Выдача ипотека по более выгодным условиям для заемщика, сейчас особенно актуально, в силу растущих проблемных кредитов в стране. Исламская или халяльная (разрешенная) ипотека подразумевает под собой финансирование для приобретения недвижимости, по нормам шариата. Так для мусульман считается грехом давать или брать деньги под процент.
Для того чтобы разобраться, по каким схемам работает исламская или халяльная (разрешенная) ипотека, и в чем различие от традиционной ипотеки, Kursiv Researh провел обзор, опираясь на информацию зарубежных исламских банков.
Начнем с того, что процедура выдачи кредита, такая же, как и у традиционной ипотеки. Как правило, заемщику должно быть как минимум 21 год и его доходы должны позволять оплачивать ежемесячные платежи. При этом принцип, согласно которому исламская ипотека предназначается сугубо для мусульман, зависит от принятой политики банки. Например, в исламских банках Англии немусульманин может получить ипотеку под поручительством мусульманина.
Различают три вида исламской ипотеки, и в зависимости от выбранного вида изменяется способ финансирования приобретения недвижимости:
Kursiv Research обращает внимание на то, что приведенный выше материал носит исключительно информационный характер и не является предложением или рекомендацией совершать какие-либо сделки с указанными финансовыми инструментами.
Какая ипотека дозволена мусульманам?
В современных экономических реалиях, когда жильё дорожает с каждым годом, молодым семьям трудно обзавестись своей недвижимостью в больших городах, в связи с чем они, порой, вынуждены брать ипотеку. Однако классическое ипотечное кредитование, как правило, не соответствует канонам ислама. В связи с этим возникает вопрос, могут ли мусульмане брать ипотеку.
Поскольку ипотека является разновидностью кредита, она подразумевает процентную сделку, именуемую в исламском праве ростовщичеством (риба), наиболее тяжким грехом. Поэтому, казалось бы, ответ на поставленный вопрос лежит на поверхности, и мы можем однозначно сказать, что ипотека – это харам. Но не всё так просто, как кажется.
Одни мусульманские учёные категорически запрещают мусульманам брать ипотеку, ссылаясь на её ростовщическую природу. Однако другие богословы считают подобную форму кредитования дозволенной, но при условии, что процентная ставка будет ниже, чем инфляция. Под ней понимается скорость обесценивания денег. По причине инфляции люди теряют часть своих средств, что, в свою очередь, выражается не в уменьшении денежной массы, а в снижении покупательской способности конкретной суммы денег. Иначе говоря, на одну и ту же купюру в стране, где наблюдается высокий уровень инфляции, спустя какое-то время можно купить меньшее число товаров. Таким образом, как утверждают сторонники этой позиции, человек посредством ипотечного кредитования стремится лишь сохранить своё имущество и защитить его от «пожирания инфляцией». А потому, утверждают они, ипотечный процент меньше уровня инфляции является дозволенным.
Кроме того, некоторые мусульманские учёные считают ипотеку дозволенной в том случае, если она вызвана острой необходимостью. В частности, богословами выносились фетвы о дозволенности прибегать к ипотечному кредитованию для покупки жилья, в котором мусульманин остро нуждается, или же имеются объективные причины для улучшения жилищных условий семьи, но при этом нет иных законных способов сделать это, кроме как посредством ипотеки. В данном случае богословы мотивируют дозволенность соображениями острой необходимости, так как в форс-мажорных ситуациях мусульмане вправе прибегать к совершению тех деяний, которые в обычных условиях расцениваются как греховные.
В случае, если же у мусульманина имеется возможность обратиться в исламские финансовые учреждения, которые занимаются ипотечным кредитованием на принципах Шариата, то лучше воспользоваться именно их услугами.
Виды исламской ипотеки
1) Мурабаха – клиент вносит первоначальный взнос и находит продавца жилья, а затем обращается в банк, который впоследствии этот дом или квартиру выкупает. Затем клиент начинает выкупать данное жильё у банка в рассрочку. В новую цену закладывается и прибыль банка.
2) Иджара – покупатель находит продавца объекта недвижимости и обращается в банк, который выкупает его, а затем сдаёт клиенту в аренду.
3) Мушарака – заключается трёхсторонний договор между сторонами сделки (продавец, покупатель и банк), а прибыль делится участниками по заранее оговорённым долям. Затем клиент постепенно выкупает у банка долю в этом проекте с помощью собственных средств.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Ассаламу алейкум сёстры и братья. я мама 6 сыновей. живу на севере и снимаю жилье и я хочу приобрести эту ипотеку, чем отдавать чужим эти деньги я бы воспользовалась бы этой ипотекой, подскажите пожалуйста как можно оформить.
«Накопить и купить жилье легче, чем выплачивать кредит»
В современных российский условиях ипотечный кредит стал нормой жизни. Ипотечный кредит по законам ислама – строго запрещен. И мусульмане, которые хотят купить квартиру порой не знают как быть в этой ситуации. С одной стороны, риба – это явный харам, с другой – необходимо приобрести квартиру, обеспечить семье собственное жилье. По этому вопросу мы проконсультировались с проректором по учебной работе РИИ Рустам хазратом Нургалеевым.
В современных российский условиях ипотечный кредит стал нормой жизни. Ипотечный кредит по законам ислама – строго запрещен. И мусульмане, которые хотят купить квартиру порой не знают как быть в этой ситуации. С одной стороны, риба – это явный харам, с другой – необходимо приобрести квартиру, обеспечить семье собственное жилье. По этому вопросу мы проконсультировались с проректором по учебной работе РИИ Рустам хазратом Нургалеевым.
— Ипотека одна из форм кредита, котораякак и любое ростовщичество запрещена в исламе. Есть ли условия, когда ипотека разрешена. И что это за условия?
— В первую очередь, это не совсем корректный вопрос, что кредит запрещен, но в определённых моментах он разрешен. Таким образом, у людей автоматически складывается впечатление, что «я просто должен изыскать эти моменты, и тогда все будет замечательно, все мне будет разрешено». Если бы мы от всего коранического откровении и сунны сложили бы, описали и начали просто рецитировать все о запрете, то это заняло бы несколько дней. Если бы мы стали зачитывать о разрешенности, то уложились бы в 15-20 минут. Т.е. соотношения запрета и пагубности этого действия гораздо выше обстоятельств, которые это разрешают.
— Является ли ростовщичество большим грехом?
— Почему же тогда мы не акцентируем на это внимания?
— Что же касается конкретно ипотеки?
— В Российский условиях вообще очень сложно на зарплату простого рабочего накопить деньги. Человек падает духом, потому что он остается без жилья. Взяв кредит, человек может и не становится сразу собственником, но все же получает желаемую квартиру. И у него появляется стимул зарабатывать больше денег, работать.
— Я Вам приведу следующий пример. Допустим, человеку нужна эта ручка. Но у него нет денег для ее приобретения. И он старается накопить, т.е. он каждое утро просыпается с целью, с желанием накопить, накопить, накопить. И это его развивает, он смотрит вперед. Но вот у него появляется возможность купить эту ручку в кредит. И вот эта ручка у него есть моментально. Но только вот наслаждения от приобретения у него нет. Он не насладился, потому что он не устал. Прежде, чем чего-то достичь, человек прилагает усилия. А здесь, ручка у него уже есть. Он уже не стремиться заполучить ручку, а стремиться к выплате денег. По сути, просыпаясь каждое утро, он вспоминает про банк, про проценты, про ту сумму, которую он еще должен банку. Ручка уже давно сломалась, возможно, она уже не нужна, но он никак не избавится от этих долгов перед банком. Это такое психологическое давление, когда человек собственноручно делает себя рабом банковской системы. И Всевышний пытается освободить нас от этого.
— Т.е. можно считать, что ипотека – это еще один вид закабаления людей?
-Да, конечно. Ведь Всевышний Аллах предупреждает нас об этом. Говорит нам, чтобы мы не отдавали сами себя под хозяйство людей, которые будут владеть нашими квартирами, нашими машинами. А по европейским законам, если человек является очень большим кредитором и не может вернуть деньги, то его здравомыслие расценивается неполным. А раз «неполным», значит какой он отец? Плохой. Вы можете потерять все, идя по этой стези греха.
— Что же касается тех условий, когда человеку негде жить, и он вынужден взять ипотечный кредит?
— Все богословы исламского единогласно признают, что риба – это в высшей степени харам. Ибо запрет на него идет не просто в хадисах, а кораническим аятом. И для того, чтобы грех не записался за это, нужно сильное оправдание. Т.е. харамом это остается, даже когда человек берет ипотеку по нужде. Просто есть вероятность, что греха он за это не получит. Следовательно, оправдательные условия должны быть примерно того же высокого уровня, поэтому богословы распределили необходимости на разные градации. Это тахсиният– это как бы «я люблю теплый чай, но он сейчас холодный, но ничего страшного, и холодный выпью». Т.е. желание получить теплый чай это лишь пожелание, ради которого человек не переступает греховную стезю. Следующий уровень – этохаджият – нужды. Например, я нуждаюсь в том, чтобы пить чай, вообще пить жидкость, а тебе предлагают простую воду. Ты говоришь, что любишь теплый чай. Но тебе же необходима жидкость, так что бери и соглашайся на то, что есть. Тогда человек не то, чтобы температуру прощает, он прощает вид напитка ради нужды. И последний уровень – это крайняя необходимость. Это тот случай, когда не выполняя ее, безопасность твоей жизни и жизни родственников становится под вопросом. Например, это когда я подавился кусочком мяса. Скажите, какой вид напитка я могу выпить, чтобы проглотить этот кусочек и начать дышать? Буду ли я выбирать теплый чай, горячий чай или вода. Богословы говорят, что даже если перед тобой стоит бокал вина, ты можешь выпить харам ради спасения своей жизни. И говоря об ипотеке, здесь та же ситуация. И когда перед нами стоит вино и ржавая или тухлая вода, что мы выберем? Конечно же, ржавую невкусную воду., потому что она гораздо лучше, чем вино. Получается, что при отсутствии аналогов существования, когда обстоятельства загоняют тебя в угол, ты берешь ипотечный кредит.
— Какие аналоги ипотеки есть на сегодняшний день?
— Сейчас есть такой аналог – это аренда квартиры. Говорят, это неудобно, но почему? Я плачу ежемесячно рыночную сумму и живу в квартире. Пожил некоторое время, переселился в другое место. Причем ежемесячная сумма, выплачиваемая за аренду квартиры гораздо меньше, чем размер ипотечного кредита. И я не буду привязан ни к какому банку. Если мне надо будет, я возьму квартиру побольше, в любое время перееду в другую квартиру. Более того, современные математики высчитали, даже вы можете это сделать с помощью калькулятора. Взять среднюю стоимость квартиры, оцените ее ипотечную стоимость в течение 20 лет, посчитаете сумму переплат и разделите на ежемесячные выплаты. Вывели определенную сумму. И если Вы будете просто арендовать такую же квартиру и при этом еще копить деньги, то простая математика нам говорит, что ты купишь эту квартиру в два раза быстрее. Т.е. арендуя квартиру и накапливая деньги на ее покупку, я потрачу меньше денег, чем если бы я выплачивал ипотеку.
— Что движет человеком, когда он перешагивает явный запрет ислама?
Спасибо за столь емкий ответ и подробное разъяснение такого сложного и острого вопроса.
Ипотека для особо нуждающихся? Спросите имама
Дозволена ли ипотека? Является ли она разновидностью запрещенного ростовщичества или нет? Есть ли послабления для людей сильно нуждающихся в покупке жилья? Об этом говорит главный имам Исторической мечети Москвы Рамиль-хазрат Садеков.
Для регистрации в онлайн-академии «Медина», рекламу которой вы видели в этой передаче, пройдите по ссылке.
Рамиль-Хазрат Садеков, главный имам Исторической мечети Москвы: «Ипотека в своем классическом виде является ростовщичеством (риба), которое буквально проклято в Коране и в Сунне Пророка Мухаммеда (мир Ему и благословление Аллаха). Что значит в упрощенном виде «риба»? Вот человек берет у другого человека деньги в долг, с тем условием, что за то, что он взял деньги в долг, то еще сверху будет платить какие-то проценты. По-русски это называется лихва или ростовщичество. Это в исламе считается грехом.
Я так понял, что в современном христианстве и иудаизме также. С оговорками. В исламе это является очень большим грехом. На это указывает и Коран и хадисы Пророка (да благословит Его Аллах). Есть очень тяжелые достоверные хадисы на эту тему, о степени этого греха. Буквально такие, что грех соития с собственной матерью, по степени греховности легче, чем риба. Так же есть предсказания Пророка (да благословит Его Аллах), что наступит такое время, что пыль от лихвы коснется каждого. Наверно в это время мы и живем. Современная банковская система, которая активно работает на лихве, на ростовщичестве способствует этому главным образом.
Банкротами становятся целые государства, которые попадают в зависимость от других из-за этого. Поэтому знаю по своей практике, что все, кто брал ипотеку, всегда жалели об этом. Даже если она заканчивалась удачно, то они понимали, что переплатили огромную сумму денег. Не говоря уже о том, что из-за кризисов люди теряют работу и по моей практике огромное количество людей просто становились несчастными по жизни. По медицинским показателям они просто напросто болели. Из-за того, что тяжесть этого на подсознательном уровне того, что они должны выплатить, но порой не могут.
Был такой случай, когда человек зашел в кабинет и просит, срочно приезжайте на квартиру, у нас какая-та порча, какое-то несчастье, горе. Приехал, начал разбираться. Глава семейства, пожилая женщина, взяла огромный кредит на квартиру, в которой они жили. Фирма закрылась в результате кризиса, а на ней остался огромный долг. Естественно все эти условия они ростовщические. Никаких там снисхождений не было. Семья в подвешенном была состоянии. Глава семьи, пожилая, у нее физические проблемы начались. Я ей сказал, что наверняка у нее психическая травма по причине этого огромного долга. Действительно суммы то большие. Люди не могут заработать такие суммы. Она осознала, что это так».