Можно ли в пост читать псалтирь

Чтение Псалтири в Великий пост согласно Устава Православной Церкви

Примечание: Если на воскресной Утрене поется полиелей, то чтение 17-й кафизмы отменяется, читаются только 2-я и 3-я.

Суббота Воскресенье Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1,2,3,4 и 6 седмицы Вел.Поста Утреня 16,17 2,3,17 4,5,6 10,11,12 19,20,1 6,7,8 13,14,15
1-й час 13 2 9
3-й час 7 14 3 10 19
6-й час 8 15 4 11 20
9-й час 9 16 5 12
Вечерня 1 18 18 18 18 18
5-я седмица Вел. Поста Утреня 16,17 2,3,17 4,5,6 11,12,13 20,1,2 8 13,14,15
1-й час 14 3
3-й час 7 15 4 9 19
6-й час 8 16 5 10 20
9-й час 9 18 6 11
Вечерня 1 10 19 7 12 18
5-я седмица Вел. Поста,
если в четверг – Благовещение,
тогда Великий Канон
читается во вторник
Утреня 16,17 2,3,17 4,5,6 12 19,20,1 6,7,8 13,14,15
1-й час 7 2 9
3-й час 8 13 3 10 19
6-й час 9 14 4 11 20
9-й час 10 15 5 12
Вечерня 1 11 16 18
Страстная седмица Утреня 17 2,3 4,5,6 9,10,11 14,15,16
1-й час
3-й час 7 12 19
6-й час 8 13 20
9-й час
Вечерня 1 18 18 18

С четверга Страстной седмицы Псалтирь не читается.

Источник

Тюльганское благочиние

церковь-тюльган.рф

Свежие записи

Как правильно читать псалтырь дома

psaltyr

В ветхозаветной церкви молились, используя Библию. Псалтырь — одна из самых известных и читаемых книг, входящая в Библию того времени. Кафизмы и псалмы из нее стали активно применяться в храмовых службах Православной Церкви. Поэтому Псалтирь — основа православного богослужения. Её читают также в домашних условиях простые верующие. Давайте разбираться: как правильно читать Псалтырь дома?

О Псалтири

Певучим именем «Псалтирион» в Греции называли в ветхозаветные времена струнный музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого пелись, обращённые к Богу, молитвы. Поэтому священные псалмы относятся к церковному песнопению, которые поются на храмовых богослужениях.

Псалтирь — удивительная книга. В ней можно найти ответы на все случаи жизни: покаяние, утешение, пророчество, поиск Бога. Есть просьбы о помощи, заступничестве, слова благодарению Бога и другие прошения. Она возбуждает душу, зажигает сердце, приковывает внимание.

Это единственная книга Ветхого Завета, которая полностью включена в богослужения Православной Церкви. Она полюбилась всем: Псалтирь непрестанно читают в монастырях, в кельях, в домашних условиях. Именно в Псалтыри более всего слышится голос Христа, намного более явственно, чем в других книгах Ветхого Завета. Больше всех псалмов написал Царь Давид, но в Псалтири есть псалмы других ветхозаветных праведников.

И хотя с самого начала псалмы складывались по правилам еврейской поэзии и предназначались для народа Израиля, Православная Церковь включила Псалтирь в богослужения суточного круга. Для удобства чтения все псалмы поделены на 20 кафизм, каждая из которых состоит из трёх частей славы (по названию славословия, которое читается в начале части). Кафизмы содержат от 6 до 9 псалмов.

Как правильно читать Псалтырь дома?

Если Священную книгу Старого Завета читать постоянно, то быстрее, глубже, осмысленнее придёт понимание вечерних и утренних богослужений в храме. Отдельные псалмы или кафизмы целиком поются и читаются на Вечерне, Утрене, Божественной литургии, великопостных часах (кафизмы), часах (псалмы). А ещё во время свершения молебнов, таинств.

Утреня начинается с Шестопсалимие, название которой говорит о прочтении 6 псалмов. Чаще других читается псалом 50, который каждый православный христианин должен знать наизусть. Псалтырь можно читать стоя (предпочтительнее) и сидя, вслух или вполголоса. Читать со вниманием, обязательно соблюдая ударения.

Главное — настроить внутреннее состояние. Псалтирь из 365 дней не читается лишь 10 дней: от Великого Четверга Страстной недели до праздника Фомы в воскресение (Антипасха). В остальное время Псалтирь читается с молитвами о здравии, о упокоении усопших. Особо рекомендуется читать её во время постов.

Церковью разработан Устав чтения Псалтири, в котором можно найти ответ на вопрос: как правильно читать Псалтырь дома. Порядок чтения не имеет никакого значения. Можно читать понравившиеся псалмы, кафизмы по очереди или вразнобой, на всякую потребу. Главное — это делать регулярно, постоянно, последовательно.

Правила, касающиеся вопроса, как правильно читать Псалтырь дома

Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. (Трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

На «Славах»

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже!

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу [

Здесь можно читать молитвы с поминовением о здравии и упокоении или особые прошения.На первой и второй «Славе» обычно поминаются имена о здравии, на третьей Славе – имена о упокоении.

Молитвы о здравии и упокоении на Славах:

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (

), начальников, наставников, благодетелей (

) и всех православных христиан. Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (

) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.]

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.И далее читаются следующие псалмы.

После чтения кафизмы читают молитвы и тропари, указанные в кафизме.

читается 40 раз.Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном

И в конце всего молитвословия:

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых Небесных сил безплотных, и преподобных и богоносных отец наших, и святаго пророка Давида, и всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Видео: как дома читать псалтирь? Протоиерей Андрей Ткачев

4 комментария

Статья понравилась. Если псалтырь дома читать со вниманием и регулярно, то польза будет огромная.

Псалтырь одна из самых любимых моих книг. Каждый день я читаю по 1-2 кафизме. В среднем за полмесяца прочитываю всю от корки до корки. И так уже лет 10. Многие псалмы знаю практически наизусть. Очень помогает в разных жизненных ситуациях читать подходящий псалом про себя. Статья в основном понравилась. Сразу видно, что писал человек, использующий личный опыт.

Благодарю за статью.

Помоги нам, Господи, читать псалтирь с любовью и со вниманием.

Благодарю за статью.

Читать правильно технически, исполняя внешнюю ее сторону умеет, почти, каждый христианин. Особенно, когда в Церкви он не один год. За то время, многому может и научиться и обучиться. А вот читать со вниманием, с разумением того, что читаешь, увы, этот талант редкий. По большому счету просто отчитывается псалтирь, ставится галочка для успокоения своей души и совести.
А ведь псалтирь она огромную воспитательную работу творит. Читая и вникая в то, что читается, человек может получить столько знаний: и кто есть и какой есть человек грешный в глазах Господа Бога, а какой праведный. И что Ему приятно и угодно, и чего хочет от человека Бог. И когда Бог помогает, покрывает Свой народ, а когда его отвергает. И как вразумляет, наказывает, судит.

Помоги нам, Господи, читать псалтирь с любовью и со вниманием.

Источник

Как читать Псалтирь Великим постом

psaltir

Молитесь друг за друга (Иак.5:16).

Способ молиться по Псалтири гораздо древнее, чем Иисусова молитва или чтение акафистов. До появления Иисусовой молитвы в древнем монашестве было принято в уме (про себя) читать Псалтирь наизусть, а в некоторые монастыри принимали лишь тех, кто знал на память всю Псалтирь. В царской России Псалтирь была самой распространенной книгой среди населения.

В православной аскетической практике до ныне существует благочестивый обычай чтения Псалтири по соглашению, когда группа верующих раздельно друг от друга прочитывает за одни сутки всю Псалтирь целиком. При этом каждый читает одну определенную ему кафизму дома, келейно и поминает имена тех, кто молится вместе с ним по соглашению. На следующий день Псалтирь снова прочитывается целиком, при этом каждый читает уже следующую кафизму. Если кому-то в один из дней не удалось прочитать положенную ему кафизму, она читается назавтра плюс следующая за ней по порядку.

Так в течение Великого поста вся Псалтирь прочитывается не менее 40 раз. Одному человеку такой подвиг не под силу.

1. Для чтения Псалтири необходимо иметь дома горящую лампадку (или свечу). Молиться «без огонька» принято только в пути, вне дома.

Молитвы перед чтением кафизмы

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Придите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Затем читается очередная кафизма с поминанием имен на каждой «Славе».

Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза).

Господи, помилуй (3 раза).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном.

После чтения кафизмы

Достойно есть и заключительные молитвы.

Источник

Как читать Псалтирь по соглашению в Великий Пост

На время Великого Поста на приходах организуется чтение Псалтири по соглашению. Но читать таким образом Псалтирь можно и в любые другие дни, и не обязательно с прихожанами.

Как вы знаете, в Псалтири 20 кафизм (глав, в которых собрано несколько псалмов). Поэтому идеальное количество участников чтения = 20. Если участников меньше, стоит распределить кафизмы по участникам так, чтобы за день были охвачены все кафизмы. Если участников больше, можно разделиться на несколько групп.

; Определяется дата начала чтения Псалтири по соглашению, формируется и раздается список участников.

; Каждому участнику на первый день чтения назначается своя кафизма.

; Читать кафизму можно в любое время суток, важно ее прочитать в нужный день. Если что-то помешало, на следующий день нужно прочитать пропущенное + то, что идет по плану. Читать псалмы можно сидя, на «Славах» и молитвах нужно вставать.

; Перед чтением кафизмы нужно прочитать предначинательные молитвы (они даны в начале Псалтири).

; В каждой кафизме есть три блока, разделяемые «Славами». Как читать молитвы на «Славах», смотрите ниже. Это самая важная часть чтения (у вас порядок поминаемых может быть другой, уточните заранее)!

; На первой «Славе» нужно молиться о здравии участников:

— Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
— Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, Слава Тебе Боже (трижды).
— Господи, помилуй! (трижды).
— Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй раб Твоих (имена участников чтения Псалтири по соглашению и тех, о ком просили молиться участники) и всех православных христиан. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

; На второй «Славе» нужно молиться об упокоении своих близких:

— Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
— Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, Слава Тебе Боже (трижды).
— Господи, помилуй! (трижды).
— Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, упокой души усопших раб Твоих (имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

; На третьей «Славе» нужно молиться о здравии своих близких:

— Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
— Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, Слава Тебе Боже (трижды).
— Господи, помилуй! (трижды).
— Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй раб Твоих (имена) и всех православных христиан. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

; После чтения кафизмы (третьей «Славы») нужно читать молитвы заключительные (даны после каждой кафизмы). И в идеале стоит помолиться молитвами, напечатанными после всех кафизм (Раздел «По совершении же нескольких кафизм. «).

И еще. На чтение Псалтири по соглашению нужно взять благословение духовника или священника храма.

А у вас есть опыт чтения Псалтири по соглашению?

Источник

Можно ли в пост читать псалтирь

Не все православные одинаково относятся к чтению Псалтири. Есть те, кто довольно скептически относятся к такому деланию, утверждая, что Новый Завет — это понятно, а Псалтирь — это не то, либо не совсем то, чему следует уделять особое внимание. Но справедливо ли это. Если бы Псалтирь была бы книгой не особенно важной, то тогда бы возможно не читали её усиленно в пост, и тем более Великий. Значит — это особо душеполезно.

Сама Церковь установила особое чтение Псалтири именно в Велики Пост, за время которого Псалтирь прочитывается дважды (чаще всего это соблюдается в монастырях), а в храмах, где ежедневное богослужение, в обычное время — один раз в неделю. Однако, Псалтирь читается и не только во время поста.

Дорогие братья и сестры, приглашаю вас к обсуждению.

МНЕНИЕ СВЯТЫХ ОТЦОВ О ЧТЕНИИ ПСАЛТИРИ:

Святитель ТИХОН ЗАДОНСКИЙ: «Утешение принимай из святых псалмов».

«Действительно, Откуда нам брать утешение, когда мы уже по действию силы вражьей чувствуем себя совершенно оставленными, совершенно униженными, совершенно оскорблёнными, совершенно разбитыми, совершенно обречёнными? В том числе из псалмов».

Сам свт. Тихон Псалтирь знал наизусть и в пути обычно читал или пел псалмы.

Святитель ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ: «Книга Псалтирь — возвышеннейшая духовная книга. В ней глубоко и подробно описан внутренний подвиг воина Христова. Часто употреблены преобразовательные тени и иносказания, дающие книге таинственность и темноту (не без причины на ней завеса!). Не надо принимать ее буквально: буквальное разумение Писания убивает душу. Необходимо разумение духовное: оно оживотворяет, поставляет на стези правые, святые».

Свт. ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ: «Псалтирь есть хлеб Ангельский, имже питаются души, Бога алчущие».

Св. праведный ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ: «Где теперь чтение в домах богодухновенной Псалтири, внушающей такую великую веру в Бога, такое крепкое упование на Бога в напастях, в болезнях, в бедах и скорбях, и такую пламенную любовь к Богу? Где чтение богодухновенных псалмов, которое было любимым чтением наших предков, не простых только, но бояр и самих князей? Нет его: зато нет во многих веры, упования христианского и любви к Богу и ближнему, а есть безверие, отчаяние, ненависть. Нет пламенной молитвы, нет чистоты нравов, нет духа сокрушения о грехах и умиления, нет правды, мира и радости в Духе Святом. Большинство христиан проникнуты духом мира, духом журналов, газет и вообще светских писателей, кои сами проникнуты в свою очередь языческим, а не христианским, духом отрицания богодухновенности Священного Писания и превозношения себя самих, своего гордого и напыщенного разума, духом житейской суеты. Боговдохновенные песнопения Давида руководят всех к молитве, преданности к Богу, славословию и благодарению Бога за все; они просвещают, питают, услаждают и укрепляют души верующие; прогоняют невидимых врагов, врачуют страсти душевные, научают любить Бога и хранить Его заповеди, молиться за всех и непрестанно возноситься к Богу; и сладость их, польза их для душ благочестивых неисчислима…»

Прп. АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ: «На самом опыте увидишь, как велика сила богодухновенных псаломских словес, которые опаляют и прогоняют врагов мысленных, как пламень. И молитва всегда сильнее псаломскими словами, нежели собственными нашими».

Блаженный АВГУСТИН: «Любовь к псалмопению породила монастыри».

«Пение псалмов души украшает. Ангелы на помощь призывает, демоны прогоняет, отженет тьмы, содевает святыню… диавола постыждает, Бога показует… гнев сокрушает, хвала Божия непрестанная есть. Подобно есть меду пение псалмов!»

МНЕНИЕ СВЯТЫХ ОТЦОВ О ЧТЕНИИ ПСАЛТИРИ:

Прп. ЕФРЕМ СИРИН: «Самый острый меч на диавола – псалом в устах монаха. Псалом да будет непрестанно в устах твоих».

Прп. НИЛ СИНАЙСКИЙ: «Молитвенный псалом да будет в устах твоих, ибо произнесение Божия имени обращает в бегство демонов».

Прп. ПАРФЕНИЙ КИЕВСКИЙ: «Чтение Псалтири укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет терние грехов наших: ибо Слово Божие огнь поядаяй есть».

Прп. СЕРАФИМ САРОВСКИЙ: «Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири… От сего бывает просвещение в разуме, который от того изменяется изменением Божественным».

Схиигумен САВВА (Псково-Печерский): «Чтение Псалтири необходимо для Иисусовой молитвы, псалмы и Иисусова молитва — живая вода из одного источника: Псалтирь поддерживает Иисусову молитву, как стены храма — его кровлю».

Старец Паисий Святогорец: «Своим настоящим приношением миру я считаю те полтора часа, в течение которых читаю Псалтирь. На все остальное я смотрю как на развлечение: придут, несчастные, выговорят мне свою боль, ну, дам им какой-никакой совет. Поэтому я не считаю помощь своим собственным приношением: людям помогает молитва. Если бы я мог отдавать молитве все свое время, то помогал бы миру больше. Действительно, псалмопение вместе с Иисусовой молитвой очень помогает в подобных случаях. Оно делает душу нежной, услаждает её, потому что постоянные скорби и боли угнетают душу, и она охладевает».

Прп. АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ: «На самом опыте увидишь, как велика сила богодухновенных псаломских словес, которые опаляют и прогоняют врагов мысленных, как пламень. И молитва всегда сильнее псаломскими словами, нежели собственными нашими».

Старец АРСЕНИЙ ИСИХАСТ: «Все Священное Писание богодухновенно, и мы должны читать его всё. Из Ветхого Завета особенное внимание нужно уделять Псалтири. Это очень сильная молитва».

ИОАНН ЗЛАТОУСТ: «Уне есть солнцу престати от течения своего, нежели оставити Псалтирь. Вельми бо есть полезно еже поучатися псалмом и прочитати прилежно Псалтирь. Вся бо нам книги на пользу суть и печаль творят бесовом, но не якоже Псалтирь: сего ради да не нерадим».

АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ: «Я думаю, что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движение мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетают ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобой? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе наставление в божественных псалмах. Пусть читают слова их о каждом из этих состояний и всякий человек будет возносить их Господу, как будто бы именно о нем они были написаны».

НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КЕЛЕЙНОМУ (ДОМАШНЕМУ) ЧТЕНИЮ ПСАЛТИРИ
ДЛЯ НОВОНАЧАЛЬНЫХ

Псалирть не читается в период от Великого Четверга Страстной седмицы до Фоминой недели (антипасхи). В течении этих десяти дней отменяется всякое чтение Псалтири как в храмах, так и келейно. Во всех остальных случаях Псалтирь читается мирянами.

В келейном чтении принято деление кафизм на три Славы. Перед и после кафизмы читаются особые молитвословия.
Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм:

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, поми́луй нас.

Aминь. Царю́ Небе́сный. Трисвятое. И по Отче наш…

Господи помилуй (12 раз)

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (поклон)
На Славах:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь

Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Слава Тебе, Боже. (трижды)

Господи помилуй (трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,
(здесь можно читать молитвы с поминовением о здравии и упокоении или особые прошения)

и ныне и присно и во веки веков. Аминь
После чтения кафизмы Трисвятое, тропари и молитва по кафизме

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава, и ныне. Го́споди, поми́луй (трижды).

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́ и святы́х Небе́сных сил безпло́тных, и преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, и Свята́го проро́ка Дави́да, и всех святы́х, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь.
Молитвы о здравии и упокоении на Славах

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена) и всех православных христиан.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Чтение псалмов в дни седмицы (в течении недели)

В воскресенье – Пс. 23

В понедельник – Пс. 47

ПСАЛМЫ НА ВСЯКУЮ ПОТРЕБУ, ПО СОВЕТАМ И НАСТАВЛЕНИЯМ СВЯТЫХ ОТЦОВ

Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18
Против нападений бесовских: 45, 67
При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51
Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: 11
Для смирения духа: 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138
Когда враги продолжают искать твоей погибели: 34, 25, 42
В благодарность за победу над врагом: 17
Во время скорби и в несчастиях: 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142
При унынии и в безотчетной скорби: 90, 26, 101
В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: 90, 3, 37, 2, 49, 53, 58, 139
В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: 16, 85, 87, 140
Когда просишь милости и щедрот у Бога: 66
Если желаешь научиться, как должно приность благодарение Господу: 28
Чтобы не скупиться и подавать милостыню: 40
Восхваляя Господа: 23, 88, 92, 95, 110, 112, 113, 114, 133, 138
В болезнях: 29, 46, 69
В смятении душевном: 30
В душевном уязвлении: 36, 39, 53, 69
В утешение угнетаемым: 19
От порчи и колдунов: 49, 53, 58, 63, 139
Когда имеешь потребность исподевания истинного Бога: 9, 74, 104, 105, 106, 107, 117, 135, 137
О прощении грехов и в покаянии: 50, 6, 24, 56, 129
В радости духовной: 102, 103
Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: 13, 52
Чтобы не соблазниться, когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби: 72
В благодарность за всякое благодеяние Божие: 33, 145, 149, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 148
Перед выходом из дома: 31
В дороге: 41, 42, 62, 142
Перед посевом: 64
От покраж: 51
От потопления: 68
От мороза: 147
В гонениях: 53, 55, 56, 141
О даровании мирной кончины: 38
О желании переселиться в вечные селения: 83
По усопшим: 118
Если одолевает лукавый: 142, 67

СВЯТЫЕ ОТЦЫ О БЛАГОДАТНОЙ СИЛЕ 50 ПСАЛМА

Будущему святителю НЕКТАРИЮ ЭГИНСКОМУ ещё в детстве больше всего нравился 50-й псалом, он любил многократно повторять слова: «Научу беззаконные путем Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.»

Свт. ИННОКЕНТИЙ ХЕРСОНСКИЙ: «После псалма: Помилуй мя, Боже, нет другого во всей Псалтири Давидовой, который бы исполнен был такого умиления душевного, как этот псалом. Кажется, он написан не чернилами, а слезами; и должен быть не пет, а плакан. Посему-то возглашается он в церкви в те недели, кои служат приготовлением к Святому и Великому посту. Покаянный (50-й) псалом царя Давида так сильно написан, такое вложено чувство, что и теперь, когда кто-либо его читает, враг рода человеческого дрожит и трепещет, не вынося его силы».

ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ: «Если согрешишь в чем пред Богом (а мы грешим премного каждый день), тотчас же говори в сердце своем, с верою в Господа, внимающего воплю твоего сердца, со смиренным сознанием и чувством своих грехов, псалом «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей», и прочитай сердечно весь псалом; если не подействовал он один раз, сделай другой прием, только прочитай еще сердечнее, еще чувствительнее, и тогда тебе немедленно воссияет от Господа спасение и мир душе твоей. Так всегда сокрушайся: это верное, испытанное средство против грехов. Если же не получишь облегчения, вини себя самого; значит, ты молился без сокрушения, без смирения сердца, без твердого желания получить от Бога прощение грехов; значит, слабо уязвил тебя грех».

О ВАСИЛИИ БОЛГАРИНЕ, Афонском старце:
Близ монастыря Зографа жил и скончался известный старец о. Василий. Об этом старце один из бывших его учеников рассказывал следующее: читая однажды утреню, дошел он в 50-м псалме до слов: Сердце чисто созижди во мне Боже, – далее он уже не мог продолжать, а только повторял постоянно: Сердце чисто, сердце чисто… и зарыдал наконец. Посещение благодати в сем состоянии умиления продолжалось около часу. Но это только малый луч благодатных состояний его духа, которые продолжались иногда целые дни, приводя его в забвение всего окружающего.

Важно понимать, что Псалтирь – это не художественное произведение, это произведение Духа Святаго. Поэтому важно разумно читать псалмы: «Разумно да будет, како подобает особь пети Псалтирь». И желательно понимать, о чем мы молимся, чтобы это действительно соответствовало нашему духовному устроению, нашей жизни, а не просто было сказано устами и потом забыто. А если мы чувствуем, что пока то, что мы просим, не идет нам, тогда надо просить, чтобы не вменилось нам это во грех.

n1Gu0YvOvTdF4AOWyNi6rYYFQSTSJ6hgSPMw9QdtVIHKoI 7 GUTqDrqI337yApviL8wG8J8

О пользе чтения Псалтири

Преподобный Серафим Саровский при жизни своей заповедал сестрам устроенной им Дивеевской общины читать Псалтирь денно и нощно. Он приказал ежедневно читать Псалтирь в церкви двенадцати сестрам, меняясь через каждые два часа, и читать вслух непременно в течение всего года, кроме Пасхи.

Какая была причина сего? Прежде всего, преподобный желал, чтобы сестры подражали древним христианам, которые читали Псалтирь все, от мала до велика, и постоянно. Святитель Григорий Нисский говорит: «Псалмы так приятны и сладки, что их изучают не только совершенные мужи, уже очистившие свои душевные чувства, но и жены усвояют их себе, как собственное достояние, и дети находят в них удовольствие, как бы в забавах, а для слабых они заменяют жезл и дают им покой; веселящиеся почитают пение псалмов даром, им принадлежащим, равно как и те, которые находятся в печальном расположении, по причине своих обстоятельств думают, что эта книга Священного Писания именно им дарована. Люди, путешествующие и плавающие по морю, проводящие жизнь сидячую за своими занятиями, вообще мужи и жены всякого состояния, здоровые и больные, почитают потерей для себя, когда не имеют в устах своих возвышенных поучений Давидовых. Даже на пиршествах и брачных торжествах принимают веселящиеся Псалтирь как одну из принадлежностей веселья, не говоря уже о священном употреблении псалмов на всенощных богослужениях и пении оных в церкви». Вот такую любовь к Псалтири, какую имели к ней христиане древние, преподобный и желал вложить в сердца сестер Дивеевских.

Потому и заповедовал преподобный инокиням читать Псалтирь денно и нощно, что чтение Псалтири для христианина весьма полезно. «Вопрошен бысть, – сказано в предисловии к Псалтири, – великий Иоанн Златоуст от братий: «Добро ли есть оставити Псалтирь?» Он же рече: «Уне есть солнцу престати от течения своего, нежели оставити Псалтирь. Вельми бо есть полезно еже поучатися псалмом и прочитати прилежно Псалтирь. Вся бо нам книги на пользу суть и печаль творят бесовом, но не якоже Псалтирь: сего ради да не нерадим».

И далее, в сказании блаженного Августина о силе псалмов говорится: «Пение псалмов души украшает. Ангелы на помощь призывает, демоны прогоняет, отженет тьмы, содевает святыню. диавола постыждает, Бога показует. гнев сокрушает, хвала Божия непрестанная есть. Подобно есть меду пение псалмов!»

Все это, конечно, преподобный знал, а потому и заповедал сестрам чтение Псалтири непрестанное.

Хорошо бы, братие, сделали и мы, если б последовали заповеди преподобного о чтении Псалтири постоянном. Поистине, весьма полезно поучатися псалмам и меду подобно есть пение оных! Помимо той пользы, на которую указали мы, Псалтирь может быть полезна и благодетельна для нас и во многих других случаях, если будем прилежать чтению ее. Она представляет обильный источник нравоучительных правил и утешений на трудные и скорбные обстоятельства жизни. Псалтирь есть превосходное руководство к возбуждению духа молитвы, к излиянию сокрушенной молитвы о грехах своих, к возвышению умиленных прошений о ниспослании Небесной помощи среди тесных обстоятельств жизни, к благодарению Бога за благодеяния и прославлению Его беспредельных совершенств.

Видите ли, сколько может принести пользы внимательное, постоянное и благоговейное чтение Псалтири.

Ввиду же всего этого чтению ее и прилежите; прилежите так, как, кроме преподобного Серафима, учит еще и Василий Великий, словами которого мы заключаем слово наше. «Не мози, говорит он, – ни единого дня оставити без пения псалтирного. Аще некою нуждою оставиши, оттоле заложив, во утрие паки начни, а не престани лености ради. И аще исправиши реченная и научишися заповедям Божиим, то открыет Господь очи твои и уразумееши чудеса от Закона Его». Аминь.

Источник

Делаю сам
Adblock
detector