Связь с близкими или с уголовниками. Можно ли в СИЗО пользоваться телефоном?
Жизнь в СИЗО для многих становится тяжелейшим испытанием. Причина не только в оторванности от родного дома и привычного круга общения. Ограничения, количество которых превышает число ограничений в колониях и тюрьмах – вот что окончательно ставит преграду между человеком и окружающим миром.
Получение передач от близких, взаимоотношения с администрацией, смена режима дня, новые правила пользования привычными вещами или запрета на них – вызывают много вопросов. Это касается и средств связи.
Из статьи вы узнаете, разрешены ли в колонии поселения и других исправительных учреждениях мобильные, как пронести устройство на зону и будет ли это законно.
Разрешены или запрещены мобильные на зоне: на каком основании?
Мобильные телефоны в следственном изоляторе запрещены. Как, кстати говоря, и в исправительных колониях. Об этом сказано в Приказе МЮ РФ от 03.11.2005 года №205 «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (пункт 17, приложения 1).
Такая строгость вполне оправдана: ведь невозможно угадать, какие планы вынашивает преступник. Сотовый телефон, оказавшийся в его руках, может послужить дурной цели: пытаясь помешать ведению расследования, человек может, связавшись с подельниками или сочувствующими лицами, путать следы, прятать важные улики и запугивать свидетелей.
Преступник, впервые попавший в СИЗО, подвергается тщательному обыску. Запрещенные предметы, к которым относится и мобильный телефон, изымаются. Такие обыски потом повторяются довольно часто, бывает – по нескольку раз в сутки.
Адвокаты, посещая своих подопечных, формально имеют право иметь при себе мобильные телефоны – на это указывал Верховный суд. Однако на практике им приходится подчиняться ведомственным нормативным актам и сдавать свои телефоны и ноутбуки на КПП.
Можно ли пользоваться другими видами связи?
Другие виды связи – пейджеры, ноутбуки, планшеты – также находятся под запретом.
Наказание при обнаружении устройства
Сотовые входят в перечень запрещенных вещей, и если заключенный попытается обойти установленные правила и спрятать телефон – он понесет дисциплинарное наказание согласно ст. 117 УИК РФ (выговор, перевод в ШИЗО или карцер). Кроме этого, будет проведена проверка с целью выявить лица, способствующие появлению запрещенных вещей на режимной территории.
Наказание для обоих сторон если будет обнаружен факт передачи телефона. Если сотрудники СИЗО заметят, что посетитель тайком передал или попытался передать заключенному сотовый телефон, свидание будет немедленно остановлено, а сотовый – конфискован (подробнее о том, как попасть на свидание в СИЗО и реально помочь человеку, читайте тут, а более детально о том, как правильно составить заявление на свидание в СИЗО, узнайте в этом материале). О наказании говорится в статье 19.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ – на посетителя будет наложен административный штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Есть ли законные способы, как передать сотовый?
Заключенный не имеет права иметь мобильный, но ему разрешается телефонное общение с близкими людьми. Об этом говорится в статье 17 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Естественно, при соблюдении определенных условий.
Заключенному выдается разрешение, в котором прописываются:
Разрешение заверяется гербовой печатью и на основании этого документа заключенный пишет заявление, в котором указывает те же данные и язык, на котором будет вестись разговор.
Запрещены разговоры, в которых:
Разговор будет прерван также, если гражданин попытается говорить не на том языке, который он указал в своем заявлении. О том, что разговор был прекращен досрочно, сразу же докладывается начальству, и вероятность, его разрешать в следующий раз, очень невелика.
На связи с обществом: есть ли в тюрьме интернет и разрешены ли телефоны?
Заключенным, которые отбывают срок, нельзя пользоваться многими предметами, которые кажутся нам обычными в повседневной жизни. По закону, человек, отбывающий наказание, может иметь не так много.
Гораздо проще перечислить разрешенные предметы, нежели то, что запрещено. По факту же все совсем иначе.
Люди, которые оказались в местах лишения свободы, могут иметь некоторые бонусы с воли. Иногда работникам тюрьмы это даже на руку. Но, даже при таких раскладах, далеко не все вещи допустимо иметь тем, кто отбывает наказание. Итак, давайте разберемся, отбирают ли в тюрьме телефон?
Разрешены ли телефоны в тюрьме?
Можно ли в тюрьме пользоваться мобильным телефоном? Сотовые в местах лишения свободы запрещены. Запрещены они и в СИЗО.
Ведь, если у заключенного будет мобильный, он сможет информировать своих подельников на воле о том, что происходит в тюрьме.
Преступник, оказавшийся с сотовым в СИЗО, может информировать подельников о ходе следствия, путать следы и другими способами мешать следствию. Именно поэтому сотовые запрещены как в тюрьмах, так и в СИЗО.
Отбирают ли устройства?
При поступлении в СИЗО преступник подвергается обыску. Во время обыска телефон отбирают. Отбирают его также и при поступлении в тюрьму. Кроме того, в местах лишения свободы заключенные регулярно обыскиваются.
Обыск, или по тюремному, шмон, проводят от одного до нескольких раз в сутки. Если у человека, который отбывает наказание, обнаружат сотовый, его отберут.
Где заключенные прячут мобильники?
Не смотря на запреты, люди, отбывающие наказание, все таки могут иметь мобильный. Чтобы сотовый не отобрали во время обысков, его достаточно надежно прячут. Куда же прячут трубку тюрьме?
Одно из таких мест – выбоина в полу или в стене. Такая выбоина бывает достаточно хорошо замаскирована, да так хорошо, что даже опытные надзиратели не могут ее найти.
Главное, в этом случае, чтобы кафель над выбоиной лежал аккуратно, не шатался. Важно, чтобы место, в котором спрятали телефон, никаким образом не бросались в глаза полицейским.
Еще сотовый могут спрятать в заднем проходе. Перед этим его упаковывают, например, в презерватив.
Иногда трубку могут спрятать в технике. В этом случае заключенные надеются, что технику не будут разбирать. Часто зеки прячут мобильный телефон в двд или аудиопроигрывателях. В некоторых случаях телефон может быть спрятан в лампе.
Есть ли интернет?
Теперь вы знаете, разрешают ли в тюрьме телефон, и есть ли в тюрьме интернет? Уголовным кодексом запрещены все средства связи.
В тюрьме России официально доступа в интернет нет. Тем не менее, заключенные все же иногда выходят в сеть. Выйти можно с телефона.
В некоторых случаях, заключенные могут помогать работникам тюрьмы. В этом случае, работники могут нарушить некоторые правила и обеспечить доступ в интернет для некоторых заключенных.
И даже 10 суток ШИЗО, которые может получить заключенный при обнаружении у него телефона, не пугают преступников.
Поэтому, хотя сотовые в местах заключения и запрещены, зачастую, заключенные имеют возможность позвонить на волю.
Уголовник объяснил последствия запрета мобильной связи в колониях
Тяжелее всего придется оперативным сотрудникам
Закон о блокировке мобильный связи в местах лишения свободы принят Госдумой в третьем, окончательном, чтении, а это значит, что скоро в российских колониях и СИЗО многое изменится. Или… не изменится? Сидельцы к новому закону относятся спокойно, почти с прохладцей, а начальники учреждений опасаются дополнительной «головной боли». Как будут блокировать связь и чем это обернется — мы спросили у них.
Фото: Михаил Ковалев
— Не думаю, что многое теперь изменится, — говорит один из бывших арестантов Николай П. — Я изучил этот законопроект, он был с самого начала в свободном доступе, и его окончательная редакция особенно не поменялась.
Думаю, с момента, когда сотрудники составят списки с номерами нелегальных телефонов и до того, как их заблокирует оператор, пройдет не меньше трех суток (это в лучшем случае, потому что бюрократические процедуры никто не отменял). За это время у заключенных просто появятся новые симки.
Вообще прогнозирую: будет теперь много-много новых сим-карт поступать за решетку. Абсолютное большинство незаконных мобильников в места лишения свободы проносят сотрудники. Так что вряд ли они будут сами себя лишать дополнительного заработка, а вот стоимость сим-карт резко подорожает. Кроме того, эти телефоны в 90 % случаев заключенные используют, чтобы звонить близким, а не для мошенничества. У людей нет ведь альтернативы: следователь не дает разрешения на легальные звонки, если человек не признает свою вину и не идет на сделку.
— Честно говоря, пока не получали никаких инструкций по тому, как выполнять этот закон, — признается начальник одной из российских колоний. — ФСИН разработает приказ, в котором подробно пропишет, как нам действовать. Мы ожидаем, что будет закуплена какая-то техника для реализации закона. А как выявлять-то эти номера без нее? Но процесс этот не быстрый, так что хорошо, если к концу года закон заработает. И не ясно, какое подразделение будет заниматься «отслеживанием» звонков. Оперчасть? Теоретически это, наверное, ей будет не сложно.
А вот многие эксперты считают, что как раз оперативникам желать это непросто. Что уж скрывать, часть «палок» они делают на раскрытии преступлений, о которых заключенные говорят по таким вот нелегальным телефонам. Известны случаи, когда оперативники сами проносили телефоны, потом прослушивали их и в итоге у следователей появились новые факты или даже новое уголовное дело.
Проблема в том, что и сами руководители учреждений до сих пор пользуются телефонами на территории. Одно время руководство ФСИН запретило начальникам учреждений ходить по территории с «мобильником» но запрет этот вскоре сам по себе сошел на нет. Выходит, теперь о нем вспомнят.
Кто знает, в местах лишения свободы теперь мобильники что ли разрешили? спрашиваю так как
пффф. насмешили)) ) не то что мобильники, у них там и ноутбуки есть и планшетники)) )
на днях с другом школьным разговаривала по скайпу. он сидит уже 6 лет, не из блатных. имеет планшетник)) ) а для удобства (видите ли сенсор ему не нравится) в интернет выходит через ноутбук. а через планшет видеозвонки у него видите ли качественней))) )
кстати, мобильные телефоны у них официально разрешены, но только черно-белые.
вот они и таскают с собой черно-белые телефоны-кирпичи, а дорогую технику оч тщательно прячут)
А откуда почти весь развод на деньги, смс-спам этот, идет? Из мест, не столь отдаленных. Это давно известно.
Блатным всегда всё можно было. И водку и баб в камеру.
в стране кругом бардак, за деньги можно и сотовый в камеру.
глушилок вокруг зон поставить ничего не стоит, но никому до этого нет дела
По закону нет, ну а по жизни у них и ноуты бываю
Официально нет, но чего только нельзя сделать за деньги.
Как говориться бабло решает все. Авторитетом можно все в тюрьме. У них там и ноут, телик и мобилы. И даже девочки. выпивки, наркотики (марихуана) и много что.
нет. мобильники в колониях под запретом
Телефоны, компьютеры, интернет и пр. радости жизни на зоне почти у каждого) и теток охмуряют, и аферы проворачивают и даже тачки угоняют не слезая со шконки)
У многих там жизнь лучше, чем на воле)
За деньги можно всё. Один кекс знакомы в 2005 году сел, так уже на второй день звонил.
почти ка на воле живут
Давно уже)))) ) при чем у каждого по мобильному. Цивилизация)))))))
Вот ты валишь пацанов))) Однозначно-нет, это все втихую)))
Да нигде такое не разрешают, но кто имеет возможность, у того и мобильники есть, и планшеты, и чуть ли не ноуты.
за деньги в тюрме можно жить лучше чем на свободе
может и так, сама с таким сталкивалась.
да, они пользуются мобильниками там, хотя вроде как и нельзя.. втихомолку, делают так свои страницы, в частности в Одноклассниках, размещают свои фото, чаще всего когда их не видят стражи.. это как мне объяснил мой один знакомый, который тоже 5 лет сидел, в том году вышел, а когда сидел, тоже создал даже страницу оттуда в Одноклассниках, фото своих несколько также на странице разместил, но сказал, что вообще нельзя, и все это делалось урывками, что называется, в камере, пока стражи не видели, и мобильник всегда от них прятался, когда они не видели, доставался, и по нему размещались фото на его соц. странице, а также делались новые фото и т. п. но больше всего меня не это даже поразило, кстати, когда с ним общалась.. когда я посмотрела фото, где он сфоткан в своей камере, у меня аж вырвалось непроизвольно-Это камера. потому что было такое ощущение, что это не камера в тюрьме, а вполне приличный номер в отеле, причем со всеми удобствами. камера не то что выглядела хорошо, она выглядела лучше даже по обстановке, чем моя собственная комната в моей квартире!! я вообще офигела, как сейчас зеки значит отбывают сроки!! я не удивляюсь поэтому даже тогда, почему у нас столько уголовников и столько преступлений, многие, наверняка, из них специально преступления эти совершают, чтобы потом их срок отбывать забрали в «такие» места лишения свободы!! они выглядят лучше, чем комнаты во многих квартирах! я в этом убедилась. и кроме того, этот знакомый мой, отбыв 5 лет, и вышедши на свободу в 2012 г. в возрасте 36 лет, выглядит не старше 30!выглядит отлично просто, свеженький! и это не одна даже я сказала, когда его увидели!! все кто его встречает сейчас, даже при мне это было, говорят то же самое, что и я, что выглядит он намного моложе 30. и это он отбывал наказание вроде как!! вроде как лишение свободы, типа мучение для человека.. не знаю, может раньше было это и мучение для человека попавшего туда, но сейчас, по-моему, многие туда хотят, такое ощущение, попасть специально, чтобы лишний раз отдохнуть от жизни нашей нервной. судя по нему, это именно так и есть, потому что он вышел оттуда, и выглядит, как приехал с Дома отдыха с курорта, а не из мест лишения радостей жизни!
За деньги и по блату можно всё что угодно иметь в тюрьме. Даже на зоне особо строгого режима.
Заключенные по телефону прокомментировали блокировку мобильной связи в тюрьмах
«У меня обычный смартфон, не дорогой, но в интернет выходить могу»
Фото: Михаил Ковалев
Закон, направленный на предупреждение преступлений с незаконным использованием средств мобильной связи в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, был подписан главой государства и размещён на официальном сайте Кремля 9 марта.
Причины его принятия давно назрели: в местах заключения годами процветают мошеннические схемы с использованием мобильных технологий. Методы аферистов предельно просты и о них хоть раз слышал каждый, даже странно, почему же всех обманщиков до сих пор не выявили и не обезвредили?
Чаще всего сидельцы используют три схемы развода: «родственник в беде» («Ваш сын попал в аварию, нужны деньги, чтобы замять дело), «альфонс» (Познакомились по интернету: «Любимая, пришли нужную сумму, чтобы оплатить долг») и самая на сегодня популярная «Служба безопасности банка» («С вашей карточки хотят снять деньги, мы поможем вам ее заблокировать, назовите пин-код»).
Но не только наивные и доверчивые пенсионеры до сих пор ведутся на подобные звонки. Недавно одну популярную блогершу «раскрутили» аж на три миллиона рублей (и это не предел!). Она говорит, что сама не поняла, как и что произошло, будто бы находилась под гипнозом.
И это несмотря на то, что представители МВД регулярно объясняют россиянам, как не следует себя вести, когда звонят из «колл-центра банка» и просят личные данные.
Между тем, только в 2020 году ущерб от действий аферистов, по данным ФСИН, составил 1,8 миллиарда рублей. Уголовные же дела обычно заканчиваются ничем, следы мошенников теряются где-то на нарах, а банки отказываются выплачивать нанесённый гражданам ущерб.
По мнению авторов законопроекта, блокировка SIM-карт поможет пресекать и финансовую поддержку лидеров уголовно-преступной среды, и поставку осужденным и подследственным наркотиков.
Отключить телефоны в зонах, по мнению законодателей, единственный способ прекратить подобные преступления. Но как? Полностью ликвидировать сотовые вышки вблизи исправительных колоний вряд ли получится.
Согласно новому закону, операторы обязаны прекращать обслуживать номера, принадлежащие осужденным в местах лишения свободы или которые пеленгуются на территории ИК и СИЗО.
Перечень лиц, имеющих право обращаться с представлением о блокировке или о пресечении оказании услуг связи: непосредственно руководитель ФСИН, его заместители, а также начальник территориального органа ведомства.
Депутаты, разработавшие данный законопроект, надеются, что нововведение позволит полностью искоренить телефонное мошенничество достаточно финансово не затратным способом. До этого предлагалось выделить из бюджета на эти цели три миллиарда рублей.
Спасут ли новые правила наши кошельки?
Да, да, вы не ослышались, за все эти годы мы говорили с ним по телефону раз пятьдесят точно. Иногда он пропадает, но всегда объявляется. Объявился и на этот раз, и я спросила у него: как он оценивает новый закон о запрете мобильной связи с точки зрения его практической реализации. Ответ отредактировала и перевела в более литературную форму.
– Так как ты и твои сокамерники отнеслись к новому закону о запрете мобильной связи?
– Вот ты со мной говоришь, говоришь, хотя закон вроде уже принят. Какое-то время пошумят, покричат, а потом все станет, как прежде. И до этого такие распоряжения от начальника колонии поступали, нам девочки блокировали номера, а потом разблокировали. Как ты видишь, мой номер за годы, что мы знакомы, не поменялся. Чтобы у нас телефоны на руках были, и самим сотрудникам нужно, так как они типа ведут свою работу на территории.
– Поверь, серьёзные люди такого себе не позволяют. Это все мелкие жулики. Если подобные вещи и происходят, то сотрудники колонии, где такое творятся, имеют с этого свою долю, я так считаю. А почему ты думаешь это не прекращают и их не ловят? Потому что кому-то это выгодно. Это мое личное мнение, но обычно такие вещи процветают в зонах, где рулит администрация. Нормальные пацаны себе такого не позволяют.
– Ещё скажи, что вы сами готовы бороться с телефонным мошенничеством.
А вот как оценивают принятый закон правозащитники.
Сергей Леонов, председатель Общественной наблюдательной комиссии Московской области: «Уверен, что внесение изменений в УИК и в 103 и 126-ФЗ, в части прекращения оказания услуг связи на территории следственных изоляторов и учреждений УИС, необходимы. Знаю, что существуют разные мнения об эффективности внесённых изменений, и что сама по себе процедура отключения телефонных номеров используемых в СИЗО и учреждениях УИС, прописанная в принятом федеральном законе, не оправдает всех возложенных на неё надежд, потому что например будут определенные сложности в тех учреждениях, которые территориально располагаются в густо населенных городах.
Каждое из этих мнений имеет право на жизнь, но при этом у меня не вызывает сомнения, что положения принятого закона НУЖНЫ и внесут свою лепту в борьбе с использованием запрещённой телефонной связи в СИЗО и учреждениях УИС.
Но основное, это конечно то, что предлагаемый механизм лишает, ну или по крайней мере очень сильно сокращает влияние на этот процесс «человеческого фактора».